logo search
Общая характеристика творчества Пушкина

«Капитанская дочка»(183б)

История замысла и жанровое своеобразие

1. Пушкин в роли историка. В 30-е гг. Пушкин начи­нает писать исторические труды. Это происходит в тот период творчества, когда Пушкин стал уже общепри­знанным литературным авторитетом, профессиональ­ным литератором и журналистом, издателем журнала «Современник». В журнале Пушкин работает с много­численными рукописями, в том числе дневниками зна­менитых современников, записками и мемуарами (так, при работе над «Капитанской дочкой» использованы ме­муары поэтов И. И. Дмитриева, И. А. Крылова), высту­пая в роли их издателя, а иногда и комментатора. В эти годы Пушкин все активнее интересуется прозой, в том числе прозой документальной. В частности, предметом его живого интереса являются архивные материалы, ис­торические свидетельства. Так, Пушкин изучает свою родословную, и эта тема подводит его к более обширной задаче — написать историографический труд о Петре I и его эпохе («История Петра»). В связи с этим следует сказать о глубоком интересе Пушкина к выдающимся личностям, царям, полководцам, общественным деяте­лям, знаменитым людям своего времени, ставшим как бы символами своего времени. Изучая екатерининскую эпоху, Пушкин, по личному разрешению императора, получил самый широкий доступ к архивам. Результатом его работы становится историографическое сочинение «История Пугачева» (по требованию Николая I название этого труда было изменено, и в 1834 г. он был опублико­ван как «История Пугачевского бунта»). Сведения о Пу­гачеве Пушкин собирал также и в тех местах, где проис­ходили изображенные в повести события (Казань, Симбирск, Оренбург и др.). Следует сказать еще об одном важном биографическом обстоятельстве, сопутствовав­шем процессу работы над повестью: в эти годы Пушкин много размышляет об исторических путях России и о судьбе декабристов, многие из которых были его личны­ми друзьями. Ю. М. Лотман обращает внимание на то, что рукопись «Капитанской дочки» Пушкин датирует знаменательной «лицейской» датой — 19 октября, что необходимо понимать как символ. Это отсылка к друзь­ям по Лицею, а значит — и к декабристам, т. е. к тем молодым людям эпохи Александра, к которым обраща­ется Гринев со своей миротворческой проповедью. Гри­неву принадлежат слова о том, что самые лучшие изме­нения в обществе — это те, которые происходят посред­ством исправления нравов, «ненасильственным путем». Сходный взгляд на исторический процесс был присущ в 30-е гг. и Пушкину. Это означает, что «Капитанская дочка» отчасти адресуется декабристам, в идеологии ко­торых поэт уже разочаровался, хотя по-прежнему видел в них своих близких друзей.

2. Жанровое своеобразие. «Капитанская дочка» — ис­торическая повесть (некоторые исследователи называют ее и романом), стилизованная под мемуары очевидца «пугачевщины». Историческим называется такое повест­вование (повесть или роман), в сюжете которого наряду с вымышленными героями принимают участие и реаль­ные исторические лица (разумеется, здесь предполагает­ся существенная роль художественного домысла). Что касается мемуарного жанра, то следует помнить, что этот окололитературный жанр сильно повлиял в XIX в. на художественную прозу, и прежде всего на роман. Среди мемуаров выделяются такие, в которых большее внимание уделяется психологическому анализу ранне-биографического опыта (детства, юности), и те, в кото­рых прежде всего важны исторические свидетельства (герой рассказывает о великих событиях, очевидцем ко­торых ему посчастливилось стать). В «Капитанской доч­ке» есть элементы обоих типов мемуарного повествова­ния (прежде всего второго типа). Говоря о жанре, следу­ет также учитывать фольклорный, волшебно-сказочный аспект композиции романа (напутствие родителя, отправление в дорогу, состязание с соперником, встреча с таинственным персонажем, исполняющим роль «вре­дителя» и/или «помощника», выполнение трудной зада­чи, возвращение домой, царская награда).

Таким образом, «Капитанская дочка» — историческая повесть, стиль которой имитирует мемуары, а компо­зиция выстраивается с помощью волшебно-сказочной модели.

Сюжет и композиция повести

Структура сюжета вытекает из жанра — воспомина­ния, стилизованные мемуары пожилого офицера о его молодости. «Капитанская дочка» — историческая по­весть с авантюрным, увлекательным сюжетом. В первых главах сильнее выражен дух старых жанров — мемуары, семейный роман. Гриневы — патриархальное семейство, мир «простых» провинциальных дворян, таким же пат­риархальным является и семейство Мироновых. Обрати­те внимание на следующие темы: отношение отца Гри­нева к службе и чести; трогательные патриархальные отношения между барином и слугой (Савельич); отноше­ние к дворне в семействе Мироновых. Все это хороший материал к теме «Изображение старого патриархального мира в повести». Слова: «Разберись, кто прав, кто вино­ват, да обоих и накажи» — приводятся Н. В. Гоголем в «Выбранных местах из переписки с друзьями» как символ правильных, гармоничных взаимоотношений между барином и мужиками. В. Г. Белинский же возму­щается таким прочтением в своем знаменитом «Письме к Гоголю». К типу патриархального, «простого» дворя­нина старшего поколения относятся также, например, вымышленный автор «Повестей Белкина» А. С. Пуш­кина, штабс-капитан Максим Максимыч в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Багров из «Семейной хроники» С. Т. Аксакова, капитан Тушин из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

События первых глав развиваются в русле любовной комедии, мелодрамы, водевиля (к таким жанрам отсыла­ет и название повести). Возникает любовный треуголь­ник в духе комедий классицизма. Швабрин — пародия на «старых» персонажей (его стихи архаичны, напомина­ют В. К. Тредиаковского), это фигура отрицательная. Однако в конце и он совершает в некотором роде благо­родный поступок: донося на Гринева, никак при этом не упоминает Машу. В реалистическом произведении ха­рактер не может быть абсолютно положительным или отрицательным.

Кульминацией любовного треугольника является по­единок (дуэль), эпизод, в котором актуальная для всей повести тема чести и бесчестия появляется на полукоме­дийном уровне.

Важный эпизод — первая встреча Гринева с Пугаче­вым. (Вспомните историю с заячьим тулупчиком.) Далее разворачивается собственно «пугачевская» сюжетная ли­ния. Вехи этого сюжета — встречи Гринева с Пугаче­вым, события вокруг Белогорской крепости. Еще одна важная веха сюжета (приближение к развязке) — встреча Маши с императрицей Екатериной, выполняющей в сю­жете (как и Пугачев) сказочную функцию царя-помощ­ника. (Проанализируйте сюжет, связанный с Пугачевым, с точки зрения основных элементов его структуры, са­мостоятельно.)

Идейное содержание повести

Так как повесть стилизована под записки XVIII в., ей присущ дидактизм (т. е. нравоучительный характер), в ней рассматриваются такие важные понятия, как спра­ведливость и милосердие, доброта и жестокость, обще­принятый кодекс чести и внутренний голос совести, долг и чувства.

Эта нравственная проблематика раскрывается Пуш­киным в духе реализма (подчеркиваются сложность, не­однозначность характеров и поступков героев, неразре­шимость некоторых вопросов, необходимость индивиду­ального подхода к каждому конкретному случаю).

Справедливость и милосердие. В повести имеется ряд эпизодов, указывающих не только на жестокость обеих борющихся сторон, но и на их способность к милосер­дию и великодушию. Пушкинское видение этих собы­тий имеет христианский (предрасположенность человека

к добру и злу, наличие свободы воли и своеобразного инстинкта добра) и гуманистический подтексты (те или иные идеалы, принципы и нормы, представления о справедливости не должны стоять над интересами человека; любая высокая идея, встав над человеком, ста­новится идолом, требующим человеческих жертв и в ко­нечном счете превращается в свою противоположность, неся смерть и разрушение).

Жестокие расправы учиняются не столько Пугачевым или Екатериной, сколько «пугачевщиной» или самодер­жавием в их лице. Действуя во имя условной справедли­вости, выступая в роли царя, Пугачев или Екатерина совершают все эти казни. В то же время все проявления великодушия с их стороны (эти эпизоды связаны с вы­мышленным сюжетом) совершаются не во имя абстракт­ных принципов, а ради конкретного человека. Таким образом, высшая справедливость — это милосердие к ближнему. Отдельный человек рассматривается как высшая ценность.

Интересно, что в повести «Капитанская дочка» благо­родные поступки исторических героев — вымышленные (в отличие от исторически подлинных совершаемых ими жестокостей). Идейное значение этого момента можно понять, прочитав стихотворение Пушкина 1830 г. «Ге­рой» (о Наполеоне). Там говорится, что всем реальным подвигам Наполеона Поэт предпочитает его встречу с зараженными чумой солдатами в Яффе, хотя именно этот подвиг Наполеонаскорее всего вымышленный. «Тьмы низких истин мне дороже // Нас возвышающий обман», — утверждает Поэт, подразумевая, что истину следует искать не в мире фактов, а в мире мифов. Дру­гой пример — стихотворение Пушкина «Пир Петра Первого», где Петр представлен как милосердный, про­щающий царь. Эпизод, описываемый в стихотворении, тоже, по-видимому, вымышленный, но именно он при­дает ценность образу царя.

Еще один важный момент — милость, оказанная ге­роям Пугачевым и Екатериной, преподносится как «царская», но на самом деле главная ценность в том, что это просто человеческая милость. Царская милость не зависит от «мирской власти», ее может оказать любой человек любому человеку, поскольку каждый является царем в Царствии Божием. Примечательна поэтому та­кая сюжетная деталь, как частичное инкогнито Екатери­ны и ее слова о себе в третьем лице: «Императрица не может вам помочь». Символически это можно расшиф­ровать так, что Екатерина помогает Гриневу не как им­ператрица, а как человек. Пугачев тоже платит милостью за милость. Заячий тулупчик — эмблема христианского милосердия, он показывает, что всякий человек может оказать ближнему поистине «царскую» милость.

Честь и совесть. Уже в романе «Евгений Онегин» (прежде всего в связи с дуэлью), а потом в поэме «Анджело» и в «Маленьких трагедиях» прослеживается сле­дующая идея: социально и культурно обусловленные кодексы чести и нормы морали могут противоречить аб­солютным нравственным нормам, Христовым запове­дям. Внутренний голос совести, даже если он не согла­суется с условными представлениями о чести, морали или с правовыми нормами, все же помогает человеку принять единственно верное решение в экстремальной ситуации, когда срочно нужно делать выбор.

В «Капитанской дочке» Гринев, стремясь спасти Ма­шу, отчасти нарушает кодекс чести воина (покажите, в чем это выражается), но в европейской культуре находится строгое соответствие его поступку: он выпол­няет кодекс чести рыцаря. Средневековый рыцарь — важный образ для романтической традиции (ср. «Рыцарь Тогенбург» Ф. Шиллера, русский перевод В. А. Жуков­ского, «Жил на свете рыцарь бедный...» Пушкина). Ры­царь служит даме сердца, совершает подвиги ради нее, от нее же и получает награду. Гринев получает награду от Екатерины, но не как от «императрицы», а скорее как от «дамы» (так она и называется в тексте). Кроме того, можно сказать, что эту награду он, в сущности, получает от Маши (с помощью императрицы). Так реализуется рыцарский культурный «код».

Это не означает, что честь рыцаря ставится Пуш­киным объективно выше чести воина. Скорее говорится об условном характере любых кодексов чести, безуслов­ный характер носят только личная внутренняя совесть человека и абсолютные нравственные нормы.