Мотивы лирики Пушкина в романе
В романе отразилась постепенная эволюция художественного мира поэта. Роман и лирика могут служить ключом друг к другу ив совокупности открывают читателю многообразный поэтический мир автора.
Мотив любви. В лирике Пушкина он представлен очень широко — как в романтической версии, так и в реалистической. То же самое прослеживается и в романе. Так, лирическое воспоминание о любви («Я помню море пред грозою...» и т. д.) в первой главе отсылает к близкой по времени написания южной романтической лирике поэта, но здесь его пафос заметно снижается ироническими рассуждениями о «ножках» (столкновение эстетики поэзии и прозы, романтизма и реализма).
В романтическом духе выдержано и воспоминание о московской красавице (глава седьмая). Форма воспоминания характерна для любовной лирики Пушкина (например, «Я помню чудное мгновенье...»): Другая важная форма любовной лирики — послание — тоже воссоздается в романе. Так, письмо Онегина Татьяне по духу и настроению напоминает послание Пушкина А. П. Керн.
Сравним письма Татьяны и Онегина. С психологической точки зрения, первое характерно для юного, неопытного человека (это — первая любовь), второе — для зрелого, видевшего жизнь (быть может, это его последняя любовь).Кроме того, Пушкин, возможно, хотел показать своеобразие женского и мужского восприятия любви. Для воссоздания психологии Татьяны в ее письме используется романтический язык, а Онегин обращается к Татьяне уже языком реализма.
Композиция обоих писем сходна. В них общая сквозная тематика, но различается отношение к одним и тем же проблемам. Так, происхождение любви Татьяна приписывает року, судьбе. Это романтический взгляд, идеальный образ любви, он восходит к платоническому мифу о двух половинах души, ищущих друг друга. Ср. у Ленского: «Он верил, что душа родная // Соединиться с ним должна...», — однако сам автор определяет это прозаически: «Пора пришла, она влюбилась». Онегин же о происхождении любви судит иначе: «Случайно вас когда-то встретя, // В вас искру нежности заметя...», т. е. объясняет возникновение любви не таинственной судьбой, а всего лишь случаем, удачным стечением обстоятельств. По-разному понимают они и желаемую цель:
Татьяна — в платоническом, созерцательном смысле («Хоть редко, хоть в неделю раз...»), Онегин — в земном, прозаическом («Я утром должен быть уверен, // Что с вами днем увижусь я»). Не случайно Маяковский в обращенном к Пушкину стихотворении «Юбилейное» цитирует это место как свое любимое, усиливая в нем грубо-прозаический смысл: «Дескать, муж у вас дурак и старый мерин, // Я люблю вас, будьте обязательно моя, // Я сейчас же утром должен быть уверен, // Что с вами днем увижусь я». Маяковскому нравилось в этом высказывании прежде всего слово «днем» (вместо более банального шаблонного «вечером», ожидаемого по контрасту со словом «утром»), которое, по его мнению, очень правдиво выражает страстное желание встречи с любимой женщиной. Опосредующей фигурой между Татьяной и Онегиным является Ленский: это голос мужской, страстный и зовущий, но в то же время юношеский и романтический.
Кроме писем героев и воспоминаний автора для раскрытия темы любви в романе используются афоризмы, максимы, сентенции, изречения. Подчас они звучат слегка цинично, нарочито прозаично, в духе бытового эпикурейства («Чем меньше женщину мы любим, // Тем легче нравимся мы ей...»). В одном из таких отступлений автор называет себя и своих друзей «врагами Гимена». Вся эта «проза» противопоставляется «поэзии любви», которой тоже есть место в романе.
Мотив дружбы в романе занимает заметное место. В нем упоминаются конкретные имена друзей: Каверин, Чаадаев, Вяземский, один раз говорится о лицее, в конце восьмой главы — о разлуках, утратах: «Иных уж нет, а те — далече...» Романтическое понимание дружбы свойственно Ленскому (надо сказать, что и у самого Пушкина тема дружбы как союза избранных всегда сохраняла определенный романтический оттенок). Но в романе нашла отражение и дружба, которая только называется ею. От прозаической формулы дружбы («От делать нечего друзья») автор переходит к теме современного эгоизма: «Но дружбы нет и той меж нами...» Это уже предвосхищает проблематику романа «Герой нашего времени», а в сюжете «Евгения Онегина» предопределяет какое-то напряжение, подготавливая читателя к восприятию дуэли, которая возникнет «на пустом месте». Одно из определений дружбы — через единство противоположностей: «Они сошлись: волна и камень...» Другое определение дружбы — подобное тянется к подобному: «С ним подружился я в то время...» (Перечитайте это место, обратите внимание на частое повторение слова «оба».)
Кульминация темы дружбы — фрагмент, который начинается словами: «Враги! Давно ли друг от друга // Их жажда крови отвела?..» (Перечитайте это место, обратите внимание на игру слов: друг-враг.}
Романтическая тема дружбы-вражды встречается в южной лирике Пушкина («Демон»), а мотив разочарования в дружбе, ее пустоты и эгоизма — в основе стихотворения «Дружба»: «Что дружба? Легкий пыл похмелья...» Таким образом, в романе показана поэзия и проза дружбы, так же, как поэзия и проза любви.
Другие темы лирики (память, поэт и поэзия, деревня) преломляются в романе подобным же образом — в поэтической и прозаической перспективе параллельно. (Попытайтесь показать это самостоятельно.)
Аналогичным образом можно проанализировать мотивы природы. (Сравните фрагменты романа о временах года с пейзажной лирикой поэта.) Эта поэзия хрестоматийна и с детства знакома всем.
Мотивы гражданской лирики. Поскольку все события изображаются на широком социально-историческом фоне, можно найти в романе ряд типичных мотивов петербургской и южной лирики Пушкина. Так, в связи с деревней появляется отсылка к теме крепостного права («Ярем он барщины старинной // Оброком легким заменил, // И раб судьбу благословил»), что заставляет вспомнить элегию «Деревня». Описания Петербурга в первой и восьмой главах романа вызывают ассоциацию со стихотворением «Город пышный, город бедный...», а также с сатирическими эпиграммами на петербургских знаменитостей. Немало социально-исторических очерковых по духу наблюдений содержат в себе «Отрывки из путешествия Онегина». В незаконченной десятой главе романа ничего не говорится об Онегине, но зато даются развернутая историческая ретроспектива, посвященная итогам войны и политической ситуации в стране после 1812 г., жесткая инвективная характеристика императора Александра и описание первых тайных обществ (что дало повод некоторым исследователям строить догадки о возможном «декабристском» будущем Онегина). В седьмой главе романа, при описании въезда Татьяны в Москву, сначала появляется сатирическое рассуждение о плохих дорогах, написанное подчеркнуто «низким стилем» (строфа XXXIV), а затем, как бы по контрасту, появляется новое воспоминание, или скорее лирическая медитация на тему событий 1812 г. Это пейзаж Петровского замка, который появляется при описании въезда Татьяны в Москву. Пейзаж предваряется лирическим восклицанием, в котором есть и эпическое «измерение» — указание на некий общерусский, общенациональный масштаб: «Москва! Как много в этом звуке // Для сердца русского слилось! // Как много в нем отозвалось». Далее появляется историческая ретроспектива:
мы видим Наполеона, созерцающего стены Петровского замка. «Отселе, в думу погружен. Глядел на грозный пламень он». (В каком более позднем произведении, входящем в вашу программу, появляется описание Наполеона, впервые видящего Москву, с внутренним монологом этого героя?) Мотивы, связанные с русской историей и в том числе с военными событиями, регулярно встречаются в лицейской лирике поэта (вспомним хотя бы «Воспоминание в Царском Селе»).
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина