logo
Общая характеристика творчества Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина

Эта тема традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о себе самом встречается еще в античной поэзии (так, ода Горация «К Мельпомене» по­служила основой для стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина о «памятнике»). Основные ее аспекты — процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем (мотив «толпы»), взаимоотношения поэта с властью (ситуация «поэт и царь»), взаимоотно­шения поэта с самим собой (вина, совесть, оправдание). Все эти направления темы широко представлены у Пуш­кина. Тема проходит определенную эволюцию, поэтому при ее анализе следует учитывать периодизацию творче­ства Пушкина.

Лицейский период. В стихотворении «Певец» мы видим сентименталистский образ унылого «певца», несчастного влюбленного. Сатирическое, в духе поэзии XVIII в., рас­суждение о том, как непросто быть поэтом, стало темой стихотворения «К другу стихотворцу». Существенна так­же полемика с литературными противниками («Моему Аристарху»), утверждение «анакреонтических ценно­стей» в поэзии («Гроб Анакреона», «Моему Аристарху»). В стихотворении «Моему Аристарху» о стихах говорится лишь как о легкомысленном занятии, которое не сулит поэту бессмертия («Плоды веселого досуга // Не для бессмертья рождены, // Но разве так сбережены // Для самого себя, для друга // Или для Хлои молодой...»). В стихотворении «Лицинию» звучит тема гражданской миссии поэта; говорится о его задачах перед потомством («В сатире праведной порок изображу // И нравы сих веков потомству обнажу»).

Петербургский период. Особое значение приобретает мотив гражданского служения (см. стихотворение «Де­ревня»), мотив внутренней («тайной») свободы и незави­симости поэта («Н. Я. Плюсковой»), идея избранного круга поэтов как посвященных, «священной истины дру­зей», противопоставляемых толпе («Жуковскому»). Эти мотивы сохраняют значимость для Пушкина на протя­жении всего творчества.

Южный период. Обратите внимание на стихотворение «В. Ф. Раевскому» («Не тем горжусь я, мой певец...»). (Сравните композицию этого стихотворения и стихо­творения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». По­думайте: какой смысл получает в обоих случаях заключи­тельное четверостишие.)