Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина
Можно разделить эту сложную тему на три аспекта:
соотношение личного и исторического в лирике Пушкина;
образы исторических деятелей в творчестве поэта;
историософские концепции Пушкина, его представление о народе, власти, государстве, оценка некоторых конкретных исторических событий (петровских реформ, пугачевского бунта, восстания декабристов).
Личное и историческое в лирике. Уже в лицейском «Воспоминании в Царском Селе» обнаруживается важная тенденция: историческое осмысляется как личное, юноша-поэт «вспоминает» прошлое России вместе с народом, сливаются интонации патриотической оды с интонациями элегии-воспоминания. В послании к «Чаадаеву» пробуждение от сна — сначала символ судьбы поэта и друга, но потом становится символом будущего целого народа «Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена». Этот последний образ также знаменует связь личного с историческим (личный вклад в историю). В южной лирике интимно-биографическое часто переплетается с историческим («В. Л. Давыдову», «Овидию» и др.).
В поздней лирике приобретает актуальность тема родословной («Моя родословная») и исторической памяти народа («Два чувства дивно близки нам...»). Обращаясь к теме «родословной», пушкинский лирический герой ощущает себя причастным к истории. Изучая свою родословную, Пушкин увлекается личностью Петра I, образ которого появляется в ряде произведений поэта. Пушкин пишет даже «Историю Петра».
Важно также учитывать эволюцию взглядов Пушкина на идеологию декабристов. Поэт сохранил личную дружескую привязанность к ним, но разочаровался в их идеологии. В течение всего творчества Пушкин мучительно преодолевает искушение политическим заговором: от поэтического культа заговора (лирика до .1825 г.) он переходит к осмыслению государственной идеи как непреходящей ценности (поэтому снова появляется стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», см. также стихи «Бородинская годовщина», «В надежде славы и добра», «Друзьям»).
Исторические персонажи в произведениях Пушкина.
Можно выделить несколько подходов Пушкина к таким персонажам.
1) Историко-фактологический подход (их роль в истории, взаимоотношения с народом, воплощаемые ими объективные социально-исторические процессы). Пушкин интересуется личностями Петра, Екатерины, Пугачева не только как писатель, но и как историк.
2) Культурно-мифологический подход (исследуются сформировавшиеся в русской культуре мифы, устойчивые представления об этих деятелях; рассматриваются различные версии, которые могут противоречить официальной историографии; например, в «Капитанской дочке» — «два Пугачева», дворянский и крестьянский мифы о нем, «два Петра» в «Медном всаднике»).
3) Психологический подход (требуется понять внутренний мир такого героя, его переживания; воссоздается внутренний монолог героя (Борис Годунов), дается интерпретация его поступкам). Например, поразмышляйте над такой всегда интересовавшей Пушкина темой, как сходство судьбы царя и поэта — бремя власти царя над народом и бремя власти поэта над «сердцами людей», духовное равноправие поэта и царя.
4) Этический подход. Поступкам исторических деятелей дается нравственная оценка. В «Капитанской дочке» Пугачев и Екатерина воплощают отвлеченные надчеловеческие начала (бунт, самодержавие). В этой своей роли они жестоки и немилосердны. Но выступая просто как человек (участие в судьбах Гринева и Маши), каждый из них демонстрирует человечность, способность быть великодушным и т. д. В этом их сложность и параллелизм. Пафос Пушкина — христианский (всемирный нравственный закон) и гуманистический (быть человеком).
Вы можете рассматривать по отдельности каждый из этих аспектов или все вместе.
Пример 1. Эволюция образа Наполеона в произведениях Пушкина.
В стихотворениях лицейского периода (например, сказка «Бова») — враг отечества, захватчик-чужеземец, противопоставленный «миротворцу» Александру, которого в дальнейшем поэт будет зло высмеивать. Такая трактовка образа Наполеона вытекает из классицистических предпосылок.
В поэзии петербургского периода Наполеон — тиран, «самовластительный злодей», силой захвативший власть, противопоставленный законному монарху Людовику. (В стихотворении можно увидеть и скрытую параллель Наполеона с Александром, причастным к смерти Павла I.) Такая трактовка образа Наполеона связана с просветительской направленностью петербургской поэзии Пушкина.
В поэзии южного периода («Наполеон», «Недвижный страж дремал на царственном пороге...», «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..») и в послании «К морю» (написано в 1824 г. в Михайловском) Наполеон — положительный романтический герой, гордый и величавый, впоследствии изгнанник, как сам Пушкин в эти годы (снова историческое проецируется на личное).
В поздних стихотворениях образ Наполеона встречается редко, но важно остановиться на стихотворении «Герой» (1830). Один из персонажей стихотворения (Поэт) утверждает, что ему важнее всего увидеть в Наполеоне человека, способного к великодушию и самопожертвованию. Этот гуманистический критерий важен и в стихотворении «Пир Петра Первого» (подумаем о том, как зловеще звучит мотив прощения личного врага в этом стихотворении для нас, знающих, чем закончилась дуэль Пушкина).
Пример 2. Русские цари — современники Пушкина.
Александр I. Пушкин восхваляет Александра I в немногочисленных ранних одах, где это восхваление — скорее дань жанровой традиции, чем выражение реальных верноподданнических эмоций. В стихотворениях петербургского периода Пушкин изображает его сатирически. Яркий пример — «Сказки. Noel». Обратите внимание также на резко отрицательную характеристику Александра I в десятой главе романа «Евгений Онегин»:
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда.
Николай I. Тема стихотворений Пушкина о Николае I — духовное равноправие поэта и царя, уважение и доверие, требующее взаимности. Перечитайте стихотворения «Друзьям» (сравните его с посланием «Н. Я. Плюско-вой»), «В надежде славы и добра...», «Арион» (в котором аллегорически представлены Пушкин и декабристы). Именно с эпохой правления Николая связана деятельность Пушкина в «Современнике» и работа в архиве над материалами по пугачевскому бунту (к этому материалу его допустил сам Николай). Пушкин всегда подчеркивал свое уважение и доверие к императору, из-за чего многие друзья юности сочли его отступником. Этим и вызвано написание стихотворения «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю // Хвалу свободную слагаю...»). Здесь выражение симпатии к царю — акт внутренней свободы, независимости (поскольку подразумевается независимость не только от властей, но и от оппозиции, от любых навязываемых извне точек зрения). ;
Таким образом, Пушкин всегда остро ощущает свое место в истории, личную сопричастность национально-историческому и всемирно-историческому процессу. Это чувство основывается в юности на ощущении причастности к политическому заговору, а в более поздние годы творчества — на переживании своей духовной связи с родом, народом, родиной. Воссозданные Пушкиным образы исторических лиц — важный вклад поэта в русскую реалистическую традицию.
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина