Анализ любовного конфликта
В романе изображаются события, ознаменовавшие переход героев в новую фазу духовного развития, самосознания, их повзросление, обретение себя. (Найдите тему «осознания себя» в статьях В. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».) Первоначально и Татьяна, и Онегин находятся как бы в коконе, личность еще не обнаружилась вполне, а только смутно предугадана. Мир Татьяны формируется помещичьим укладом и специфическим крутом чтения. Татьяна действует в рамках стереотипов, не понимая самое себя, подражая героиням, но поскольку она обладает интуицией и богатым внутренним миром в отличие от своей матери или от Ольги, которая изображена как подчеркнуто заурядная личность (докажите это на основе текста. Кто еще из героев изображается подобным образом?), то для нее неизбежен дальнейший личностный рост. Так же и Онегин действует и мыслит в рамках стереотипов, усвоенных им в светской жизни, но не может возвыситься над ними (хотя автор все время намекает, что перед нами не просто легкомысленный светский «денди», а очень глубокий характер, который со временем должен будет по-настоящему раскрыться).
На этом витке сюжета оба персонажа совершают шаблонные поступки — Татьяна пишет любовное письмо, а Онегин произносит ей в ответ холодную отповедь (т. е. поступает «благородно»). Однако можно сказать, что Онегин просто не решается признаться себе, что тоже любит Татьяну (кстати, в черновиках романа это чувство Онегина вырисовывается более наглядно, в окончательной редакции сохраняются лишь тонкие психологические намеки-штрихи.{Попробуйте их обнаружить.) Во время этих событий Онегин и Татьяна словно находятся в маске, не могут открыть по-настоящему своего лица (потому что сами его пока не знают).
Вскоре после этого Татьяне снится сон-прозрение, показывающий ее глубокую внутреннюю связь с Онегиным. По-видимому, эта связь только усилилась после их драматического объяснения. (Сюжет какого произведения русской литературы лежит в основе этого сна? В каком еще известном произведении есть отсылка к тому же сюжету? В чем состоит своеобразие трактовки этого сюжета каждым из писателей?) Вскоре после этого происходит трагическая дуэль, а потом Онегин надолго отправляется путешествовать. В отсутствие Онегина Татьяна приходит к нему в кабинет, находит его книги и бумаги. Она читает записи Онегина, но ей так и не удается понять его внутренний мир. (Найдите эту мысль в тексте.)
Татьяна выходит замуж в Москве, но с Онегиным снова встречается в Петербурге. Татьяна превращается из застенчивой деревенской барышни в блистательную светскую даму, украшение модного бала. Этот новый образ ей очень идет, и Онегин, теперь уже при отсутствии какого-либо психологического барьера, страстно влюб-.ляется в нее, страдает и наконец пишет ей письмо. Этому сопутствует особое душевное состояние героя, которое сродни безумию, но на самом деле является просветлением (в частности, он вспоминает все, что с ним было в жизни, и как бы внутренне «собирается»). Онегин приходит к Татьяне, чтобы выслушать ее ответ. Можно сказать, что в этот момент он уже окончательно снял маску и является самим собой. Однако Татьяна в первый момент разговора не хочет видеть этого и демонстрирует недоверие, равнодушие, но затем все-таки делает шаг навстречу: «Я вас люблю (к чему лукавить?)», — говорит она. Татьяна искренне объясняет Онегину мотивы своего отказа: это не только веление супружеского долга, но и желание сохранить в покое и нетронутости, свой внутренний мир, не искушать судьбу. (Найдите в тексте эти рассуждения Татьяны.)
В этот момент герои предельно откровенны друг с другом и сами с собой. Вот почему их встреча может быть понята как главная кульминация сюжета, как сцена, в которой сосредоточен весь пафос романа. Героям удалось (пусть, может быть, всего лишь на мгновенье) понять себя и друг друга, это наполнило их жизнь ощущением высокого смысла. Вот почему невозможно полностью согласиться с формулой В. Г. Белинского — «силы... без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца».
Формальная открытость финала романа не означает, что сюжет не получает логического окончания. То, что история прервана как бы на самом важном месте (появляется муж Татьяны) — лишь иллюзия, поскольку самое важное место — не неожиданное появление мужа (ведь «Евгений Онегин» — не комедия и не водевиль!), а первый и единственный в жизни героев откровенный разговор друг с другом и, может быть, с собой. «Полное освобождение Онегина и Татьяны в 8-й главе от пут литературных ассоциаций... осознается как вхождение их в подлинный, т. е. простой и трагический, мир действительной жизни» (Ю, М. Лотман). Только самопознание может быть смыслом жизни. Эта встреча может оказаться самым главным событием в их жизни. То, что произойдет с ними потом, принципиально несущественно. Вот почему автор неожиданно расстается со своим героем.
Философский оптимизм Пушкина сочетается с настроением «светлой» печали. Опыт, полученный героями, — не то же самое, что «счастье»; оно как раз оказывается недостижимым. С горькой иронией Пушкин называет особенно счастливым («Блажен...») тех, кто, подобно Ленскому,
...праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа . И так умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.
Обратим внимание на эту заключительную метафору, в которой жизнь представлена как роман, а человек — одновременно автор, герой и читатель своего «романа».
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина