Сюжетно-композиционная структура романа
Сложная структура повествования обусловлена жанровыми и стилевыми особенностями романа. «Евгений Онегин» — «роман в романе». «Внутренний» план повествования — история любви Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги. Но на «внешнем» плане повествования можно обнаружить своеобразный «сверхсюжет» — разговор повествователя-поэта (прообраз которого — сам автор) с читателем (сам Пушкин говорил, что роман «требует болтовни»). Это история жизни поэта, обрастающая многочисленными историко-культурными и литературными реминисценциями. Еще одно дополнительное надсюжетное пространство — мир героев других романов (Грандисон, «Ловлас», Чайльд-Гарольд). Это та «культурная среда», в которой живут, мыслят и действуют персонажи «Евгения Онегина». Многообразные отсылки к литературным сюжетам и характерам создают культурный фон происходящего, способствуют эффекту правдоподобия, реальности вымышленных героев и событий. С другой стороны, эти отсылки призваны подчеркнуть принадлежность романа к «большой литературе».
Пушкин стремится к постоянной игре с читателем, он, с одной стороны, как будто рассказывает о реальных событиях, с другой — постоянно указывает на то, что герои вымышленные. Достигается своеобразный эффект «мерцания». Ю. М. Лотман пишет, что противоречия в этом романе возведены в художественный принцип.
Несложный сюжет романа обрастает множеством социально-исторических и культурных контекстов, что позволило В. Г. Белинскому назвать роман энциклопедией. Представлена широкая панорама жизни русского дворянства, подробно воссоздаются такие важные исто-рико-культурные пространства, как Петербург, Москва, деревня, провинция (из них складывается достаточно полный образ России). В текст включаются цитаты или аллюзии на близкие по жизненному материалу произведения европейских и русских (например, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина и др.) писателей.
Сюжет романа несложен и делится на две части:
главы с первой по седьмую — история любви Татьяны к Онегину (параллельно развивается сюжетная линия Ленского и Ольги);
глава восьмая — история любви Онегина к Татьяне.
Эти сюжеты отражаются друг в друге. Кульминацией каждого из них служит письмо, а развязкой — ответный монолог-отповедь. Кульминацией всего сюжета можно считать дуэль (после нее меняется система персонажей, исключаются две важные фигуры — Ленский и Ольга).
Важную сюжетно-композиционную функцию выполняют экскурсы в прошлое героев, пейзажные и другие лирические отступления.
Отдельное место занимает «Путешествие Онегина», первоначально задуманное как восьмая глава романа. Оно сохранилось в отрывках.
Существенная особенность сюжета — подчеркнутый отказ от привычных, традиционных, «ожидаемых» для читателя сюжетных ходов (прежде всего это мог бы быть настоящий роман между Онегиным и Татьяной, со всеми характерными для такого романа перипетиями). Таким образом создается ощущение непредсказуемости и разнообразия возможностей, как будто бы изображаемое происходит в самой жизни, а не в романе (еще одно выражение этой идеи — дополнительные «варианты» судьбы Ленского, условно предлагаемые читателю уже после смерти героя в главе).
Принципиально важен «открытый» финал романа, на который обращали внимание многие критики. В. Г. Белинский связывал открытый финал с несложившейся жизнью героя («силы... без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца»).
Романное время и пространство. Анализируя эту тему, мы видим композиционное выражение реалистических установок автора. Реализм требует, чтобы в произведении ощущалось движение времени, но специфика пушкинского реализма еще и в том, что в романе пересекается «внутреннее» и «реальное» время, вымышленные герои встречаются с реальными людьми (Онегин кутит вместе с Кавериным; Татьяну развлекает на балу Вяземский). Параллельно присутствуют и пространственно-временные комплексы других литературных произведений. Так, Онегин сравнивается то с реальным Чаадаевым («Второй Чадаев, мой Евгений...»), то с Чацким, прототипом которого был тот же П. Я. Чаадаев. Сам автор оказывается в родственных отношениях с персонажем поэмы «Опасный сосед» В. Л. Пушкина (дядя поэта) Буяновым («Мой брат двоюродный Буянов»), то есть «литературный сын» дяди поэта в пространстве романа оказывается «двоюродным братом» лирического героя. Так одновременно усиливаются два противоположных ощущения — жизненности, «всамделишности» и в то же время литературной игры.
Очень важны для глубокого целостного восприятия романа «Отрывки из путешествия Онегина». В них получает дополнительное осмысление и характер героя, и проблема видения мира — книжно-литературного и жизненно-реального, романтизма и «романтизма истинного» (т. е., в нашей терминологии, реализма). Но этот фрагмент вынесен за рамки основного повествования, что представляется удачным композиционным приемом.
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина