logo
Общая характеристика творчества Пушкина

Сюжетно-композиционная структура романа

Сложная структура повествования обусловлена жан­ровыми и стилевыми особенностями романа. «Евгений Онегин» — «роман в романе». «Внутренний» план повествования — история любви Онегина и Татьяны, Лен­ского и Ольги. Но на «внешнем» плане повествования можно обнаружить своеобразный «сверхсюжет» — разго­вор повествователя-поэта (прообраз которого — сам ав­тор) с читателем (сам Пушкин говорил, что роман «тре­бует болтовни»). Это история жизни поэта, обрастающая многочисленными историко-культурными и литератур­ными реминисценциями. Еще одно дополнительное надсюжетное пространство — мир героев других ро­манов (Грандисон, «Ловлас», Чайльд-Гарольд). Это та «культурная среда», в которой живут, мыслят и действу­ют персонажи «Евгения Онегина». Многообразные от­сылки к литературным сюжетам и характерам создают культурный фон происходящего, способствуют эффекту правдоподобия, реальности вымышленных героев и со­бытий. С другой стороны, эти отсылки призваны под­черкнуть принадлежность романа к «большой литера­туре».

Пушкин стремится к постоянной игре с читателем, он, с одной стороны, как будто рассказывает о реальных событиях, с другой — постоянно указывает на то, что ге­рои вымышленные. Достигается своеобразный эффект «мерцания». Ю. М. Лотман пишет, что противоречия в этом романе возведены в художественный принцип.

Несложный сюжет романа обрастает множеством социально-исторических и культурных контекстов, что позволило В. Г. Белинскому назвать роман энциклопе­дией. Представлена широкая панорама жизни русского дворянства, подробно воссоздаются такие важные исто-рико-культурные пространства, как Петербург, Москва, деревня, провинция (из них складывается достаточно полный образ России). В текст включаются цитаты или аллюзии на близкие по жизненному материалу произве­дения европейских и русских (например, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина и др.) писателей.

Сюжет романа несложен и делится на две части:

главы с первой по седьмую — история любви Татья­ны к Онегину (параллельно развивается сюжетная линия Ленского и Ольги);

глава восьмая — история любви Онегина к Татьяне.

Эти сюжеты отражаются друг в друге. Кульминацией каждого из них служит письмо, а развязкой — ответный монолог-отповедь. Кульминацией всего сюжета можно считать дуэль (после нее меняется система персонажей, исключаются две важные фигуры — Ленский и Ольга).

Важную сюжетно-композиционную функцию выпол­няют экскурсы в прошлое героев, пейзажные и другие лирические отступления.

Отдельное место занимает «Путешествие Онегина», первоначально задуманное как восьмая глава романа. Оно сохранилось в отрывках.

Существенная особенность сюжета — подчеркнутый отказ от привычных, традиционных, «ожидаемых» для читателя сюжетных ходов (прежде всего это мог бы быть настоящий роман между Онегиным и Татьяной, со все­ми характерными для такого романа перипетиями). Та­ким образом создается ощущение непредсказуемости и разнообразия возможностей, как будто бы изображаемое происходит в самой жизни, а не в романе (еще одно вы­ражение этой идеи — дополнительные «варианты» судь­бы Ленского, условно предлагаемые читателю уже после смерти героя в главе).

Принципиально важен «открытый» финал романа, на который обращали внимание многие критики. В. Г. Бе­линский связывал открытый финал с несложившейся жизнью героя («силы... без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца»).

Романное время и пространство. Анализируя эту тему, мы видим композиционное выражение реалистических установок автора. Реализм требует, чтобы в произведе­нии ощущалось движение времени, но специфика пуш­кинского реализма еще и в том, что в романе пересека­ется «внутреннее» и «реальное» время, вымышленные герои встречаются с реальными людьми (Онегин кутит вместе с Кавериным; Татьяну развлекает на балу Вязем­ский). Параллельно присутствуют и пространственно-временные комплексы других литературных произведе­ний. Так, Онегин сравнивается то с реальным Чаадаевым («Второй Чадаев, мой Евгений...»), то с Чацким, прото­типом которого был тот же П. Я. Чаадаев. Сам автор оказывается в родственных отношениях с персонажем поэмы «Опасный сосед» В. Л. Пушкина (дядя поэта) Буяновым («Мой брат двоюродный Буянов»), то есть «литературный сын» дяди поэта в пространстве романа оказывается «двоюродным братом» лирического героя. Так одновременно усиливаются два противоположных ощущения — жизненности, «всамделишности» и в то же время литературной игры.

Очень важны для глубокого целостного восприятия романа «Отрывки из путешествия Онегина». В них полу­чает дополнительное осмысление и характер героя, и про­блема видения мира — книжно-литературного и жиз­ненно-реального, романтизма и «романтизма истинного» (т. е., в нашей терминологии, реализма). Но этот фраг­мент вынесен за рамки основного повествования, что представляется удачным композиционным приемом.