Образы природы в лирике а. С. Пушкина
Особое эстетическое отношение к природе и философская проблематика, связанная с ней, — этим русская поэзия во многом обязана Пушкину. Можно проследить эволюцию темы природы в поэзии Пушкина.
Лицейский период. Традиции сентиментализма в пейзаже («Осеннее утро», «Певец»). Основной жанр — элегия. Пейзаж здесь — скорее средство создания общего фона, на котором изображаются чувства лирического героя, чем нечто самоценное. Многие образы природы к тому времени уже стали своего рода клише, Пушкин работает с ними как с готовым материалом, стремится обновить его.
Петербургский период. Та же сентиментальная традиция в стихотворении «Деревня», но привычный «мирный, утешительный» пейзаж помещается в необычный контекст (см. выше анализ этого стихотворения). Тишина и покой природы контрастируют с социальным конфликтом. В стихотворении прочитывается традиционная антитеза: «природа» — «культура».
Романтический пейзаж южного периода. Это в основном экзотические виды Кавказа. Стремление к экзотике — важная особенность романтизма; однако Пушкин в самом деле находился в этот момент на юге, описывая реально увиденное, и в этих пейзажах можно найти фактографическую точность. Тем не менее пейзаж нередко носит условный характер. Образы природы вводятся как эмблемы, символы, воплощающие душевное состояние героя. Характернаантропоморфность, олицетворение некоторых образов («Узник», «Кто, волны, вас остановил?..», «К морю»). Море — в числе важнейших унаследованных от поэзии Байрона образов-символов (другие такие символы — ветер, волны, буря, вообще «стихия» как символ свободы и др.).
Реалистический пейзаж конца 1820—1830 гг. Преобладает типичный пейзаж среднерусской полосы, привычная глазу деревенская картина. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, бескорыстное любование еючасто составляет переживание лирического героя. Для реалистической пейзажной лирики Пушкина характерно изображение наглядных, узнаваемых и точных (детализированных) русских ландшафтов, «картин с натуры», которые в сознании поэта символизируют родину (тема родины сопряжена с темой родной природы). Образный язык этой лирики (метафоры, эпитеты, сравнения и т. д.) направлен на конкретизацию, детализацию, дополнительное «опредмечивание» образа (в отличие от романтических метафор — абстрагирующих, уводящих от конкретного «здесь и сейчас»). Сравнения часто отсылают к материальному, вещному миру: «...великолепными коврами, // блестя на солнце, снег лежит...» («Зимнее утро»). Рифмы могут быть при этом очень незамысловатыми: «Прозрачный лес один чернеет, // И ель сквозь иней зеленеет...» (там же). Частью творческой программы этого периода становится установка на прозаизм, распространяющаяся и на пейзажную лирику (например, в стихотворении «Осень» эта установка сопровождается авторским комментарием). Изображаются все времена года, но особые симпатии лирический герой Пушкина питает к осени (см. «Осень» — философская медитация на тему творческого процесса). Важную роль в реалистической пейзажной лирике играют фольклорные образы, с помощью которых поэт вырабатывает новый язык описания природы, отличный от романтического, но и не прерывающий традицию.
Природа как философская тема. Тема природы нередко связывается в философской лирике с темой смерти. Бессмертная, но и неразумная («равнодушная») природа противопоставляется разумному, но обреченному на смерть человеку. Анализируется философский тупик, связанный с мыслью о неизбежности смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных...»), и выход из него («Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил...», «Два чувства дивно близки нам...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...»), где преодоление трагедии смерти может быть связано как с культурой («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»), так и с природой («Когда за городом, задумчив, я брожу...»).
. В «Отрывках из путешествия Онегина» важный для раскрытия этой темы фрагмент — от слов «Какие б чувства ни таились...» до слов «Скажи, фонтан Бахчисарая!». Романтический пейзаж моря как символ юности и прошлого поэта соседствует с реалистическим пейзажем деревни как естественного мира, окружающего человека.
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина