logo
Общая характеристика творчества Пушкина

Образы природы в лирике а. С. Пушкина

Особое эстетическое отношение к природе и фило­софская проблематика, связанная с ней, — этим русская поэзия во многом обязана Пушкину. Можно проследить эволюцию темы природы в поэзии Пушкина.

Лицейский период. Традиции сентиментализма в пей­заже («Осеннее утро», «Певец»). Основной жанр — эле­гия. Пейзаж здесь — скорее средство создания общего фона, на котором изображаются чувства лирического ге­роя, чем нечто самоценное. Многие образы природы к тому времени уже стали своего рода клише, Пушкин ра­ботает с ними как с готовым материалом, стремится об­новить его.

Петербургский период. Та же сентиментальная тради­ция в стихотворении «Деревня», но привычный «мир­ный, утешительный» пейзаж помещается в необычный контекст (см. выше анализ этого стихотворения). Тиши­на и покой природы контрастируют с социальным кон­фликтом. В стихотворении прочитывается традиционная антитеза: «природа» — «культура».

Романтический пейзаж южного периода. Это в основ­ном экзотические виды Кавказа. Стремление к экзо­тике — важная особенность романтизма; однако Пуш­кин в самом деле находился в этот момент на юге, опи­сывая реально увиденное, и в этих пейзажах можно най­ти фактографическую точность. Тем не менее пейзаж нередко носит условный характер. Образы природы вво­дятся как эмблемы, символы, воплощающие душевное состояние героя. Характернаантропоморфность, олице­творение некоторых образов («Узник», «Кто, волны, вас остановил?..», «К морю»). Море — в числе важнейших унаследованных от поэзии Байрона образов-символов (другие такие символы — ветер, волны, буря, вообще «стихия» как символ свободы и др.).

Реалистический пейзаж конца 1820—1830 гг. Преоб­ладает типичный пейзаж среднерусской полосы, при­вычная глазу деревенская картина. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, бескорыст­ное любование еючасто составляет переживание лири­ческого героя. Для реалистической пейзажной лирики Пушкина характерно изображение наглядных, узнавае­мых и точных (детализированных) русских ландшафтов, «картин с натуры», которые в сознании поэта символи­зируют родину (тема родины сопряжена с темой родной природы). Образный язык этой лирики (метафоры, эпи­теты, сравнения и т. д.) направлен на конкретизацию, детализацию, дополнительное «опредмечивание» обра­за (в отличие от романтических метафор — абстраги­рующих, уводящих от конкретного «здесь и сейчас»). Сравнения часто отсылают к материальному, вещному миру: «...великолепными коврами, // блестя на солн­це, снег лежит...» («Зимнее утро»). Рифмы могут быть при этом очень незамысловатыми: «Прозрачный лес один чернеет, // И ель сквозь иней зеленеет...» (там же). Частью творческой программы этого периода становится установка на прозаизм, распространяющаяся и на пей­зажную лирику (например, в стихотворении «Осень» эта установка сопровождается авторским комментарием). Изображаются все времена года, но особые симпатии лирический герой Пушкина питает к осени (см. «Осень» — философская медитация на тему творческого процесса). Важную роль в реалистической пейзажной лирике игра­ют фольклорные образы, с помощью которых поэт вы­рабатывает новый язык описания природы, отличный от романтического, но и не прерывающий традицию.

Природа как философская тема. Тема природы неред­ко связывается в философской лирике с темой смерти. Бессмертная, но и неразумная («равнодушная») природа противопоставляется разумному, но обреченному на смерть человеку. Анализируется философский тупик, связанный с мыслью о неизбежности смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных...»), и выход из него («Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил...», «Два чувст­ва дивно близки нам...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...»), где преодоление трагедии смерти может быть связано как с культурой («Я памятник себе воздвиг не­рукотворный...»), так и с природой («Когда за городом, задумчив, я брожу...»).

. В «Отрывках из путешествия Онегина» важный для раскрытия этой темы фрагмент — от слов «Какие б чув­ства ни таились...» до слов «Скажи, фонтан Бахчиса­рая!». Романтический пейзаж моря как символ юности и прошлого поэта соседствует с реалистическим пейзажем деревни как естественного мира, окружающего человека.