Изображение природы (роль пейзажа в романе)
Функции пейзажа в романе очень многообразны.
Во-первых, это лирические отступления, с помощью которых воссоздается внутренний мир повествователя-поэта (см. предыдущую тему).
Во-вторых, это важный композиционный элемент, помогающий воссоздать реальное время и пространство в романе (сам Пушкин подчеркивал, что время в романе расписано по календарю). По тем или иным признакам (например, в таком-то году снег выпал такого-то числа) можно достаточно точно датировать многие происходящие в романе события.
В-третьих, пейзаж — это композиционная вставка, которая задерживает развитие действия, замедляет ход сюжета. Поскольку пейзаж часто появляется в самый интригующий момент, это помогает держать читателя в постоянном напряжении (данное наблюдение относится ко всем лирическим отступлениям).
В четвертых, пейзаж русской деревни для Пушкина — это своеобразная эмблема родины (обратите внимание на эпиграф ко второй главе романа, где латинское слово «rus» (деревня) каламбурно переводится Пушкиным как «Русь»).
Наконец, пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира героя (особенно Татьяны, причем одновременно это связано и с национальной картиной мира: «Татьяна (русская душою, // Сама не зная почему) // С ее холодною красою // Любила русскую зиму»).
В сочинении на эту тему обязательно нужно сказать о романтическом и реалистическом аспектах пейзажей.
Романтический пейзаж связан с темой прошлого, это символ юности. Реалистические картины природы (то, что можно увидеть «здесь и сейчас») представляют особую эстетическую ценность. Природа в них важна сама по себе, а не как эмблема или символ чего-либо.
Можно выделить различные типы пейзажа. Например, вид из окна («В окно увидела Татьяна...») — форма, которая появляется еще у Державина. Другой особый вид пейзажа — широкая панорама, созерцаемая с отстраненно-эпической точки зрения.
В описании природы сохраняется свойственный пушкинскому роману в целом принцип энциклопедичное™ (поэт старается воссоздать большое разнообразие картин, в том числе всех времен года, разного времени суток).
В романе присутствует и городской (урбанистический) пейзаж. На примере городских картин видно, что Пушкин в «Онегине» стремится изображать пейзаж в динамике (проследите, например, постепенную смену ракурса по мере того, как герои подъезжают к Москве, в седьмой главе романа).
Некоторые пейзажные отступления отличаются определенным философским настроением, которое читатель может почувствовать.
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина