logo
Общая характеристика творчества Пушкина

Изображение природы (роль пейзажа в романе)

Функции пейзажа в романе очень многообразны.

Во-первых, это лирические отступления, с помощью которых воссоздается внутренний мир повествователя-поэта (см. предыдущую тему).

Во-вторых, это важный композиционный элемент, помогающий воссоздать реальное время и пространство в романе (сам Пушкин подчеркивал, что время в романе расписано по календарю). По тем или иным признакам (например, в таком-то году снег выпал такого-то числа) можно достаточно точно датировать многие происходя­щие в романе события.

В-третьих, пейзаж — это композиционная вставка, которая задерживает развитие действия, замедляет ход сюжета. Поскольку пейзаж часто появляется в самый интригующий момент, это помогает держать читателя в постоянном напряжении (данное наблюдение относится ко всем лирическим отступлениям).

В четвертых, пейзаж русской деревни для Пушкина — это своеобразная эмблема родины (обратите внимание на эпиграф ко второй главе романа, где латинское слово «rus» (деревня) каламбурно переводится Пушкиным как «Русь»).

Наконец, пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира героя (особенно Татьяны, причем од­новременно это связано и с национальной картиной ми­ра: «Татьяна (русская душою, // Сама не зная почему) // С ее холодною красою // Любила русскую зиму»).

В сочинении на эту тему обязательно нужно сказать о романтическом и реалистическом аспектах пейзажей.

Романтический пейзаж связан с темой прошлого, это символ юности. Реалистические картины природы (то, что можно увидеть «здесь и сейчас») представляют осо­бую эстетическую ценность. Природа в них важна сама по себе, а не как эмблема или символ чего-либо.

Можно выделить различные типы пейзажа. Напри­мер, вид из окна («В окно увидела Татьяна...») — форма, которая появляется еще у Державина. Другой особый вид пейзажа — широкая панорама, созерцаемая с отстраненно-эпической точки зрения.

В описании природы сохраняется свойственный пуш­кинскому роману в целом принцип энциклопедичное™ (поэт старается воссоздать большое разнообразие кар­тин, в том числе всех времен года, разного времени суток).

В романе присутствует и городской (урбанис­тический) пейзаж. На примере городских картин видно, что Пушкин в «Онегине» стремится изображать пейзаж в динамике (проследите, например, постепенную смену ракурса по мере того, как герои подъезжают к Москве, в седьмой главе романа).

Некоторые пейзажные отступления отличаются опре­деленным философским настроением, которое читатель может почувствовать.