Образ автора и мир лирических отступлений
Роман «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, по жанру близкое к поэме, поскольку в нем велика роль авторского голоса. Мир автора показан через образ лирического героя, поэта, рассказчика и друга Онегина. Его прообразом можно назвать самого автора романа, хотя полностью отождествить их невозможно. В основной интриге этот герой фигура второстепенная, это просто рассказчик, хорошо осведомленный о событиях, потому что он является другом Онегина. Его роль в сюжете очень невелика.
В то же время автор — главный герой лирических отступлений в романе. На первый план здесь выходит именно внутренний мир повествователя-поэта. Если «Евгений Онегин» — роман о духовной эволюции героев, их взрослении, то это относится и к поэту, к его судьбе.
Лирические отступления можно разделить на несколько групп:
Автобиографические отступления. (Воспоминание о юношеской любви в первой главе, соседствующее с шутливо-ироническим рассуждением о «ножках». Воспоминание о московской «красавице» в седьмой главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце восьмой главы (найдите их самостоятельно). Отступление о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина».)
Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных приемах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его.
Общая смысловая доминанта этих отступлений — мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предполагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом). (См. заключительную строфу первой главы;
рассуждение о литературных стилях эпохи в связи с кругом чтения Татьяны (строфы X—XIII третьей главы);
рассуждение о языке литературы по поводу «французского» письма Татьяны (строфы XXVII—XXX третьей главы); рассуждение об «уездной барышни альбоме» и других поэтических жанрах (строфы XXVIII—XXXIII четвертой главы) и др.)
Разговоры на житейские темы (ср. замечание Пушкина: «роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т. д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличьях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой семейной жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне. Образ лирического героя (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой — остается целостным и гармонически законченным. См., например, рассуждение о любви к «родне», к женщинам и... к себе (строфы XX—XXII четвертой главы).
Пейзажные отступления. Они тоже входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев («В окно увидела Татьяна...»). Один из пейзажей — романтический (море в первой главе), это пейзаж-воспоминание, символ юности героя. Этот же пейзаж воспроизводится и в «Отрывках из путешествия Онегина» (от слов «Какие б чувства ни таились...» до слов «Скажи, фонтан Бахчисарая!»). Все остальные пейзажи — деревенские. Они изображаются в реалистической манере, что характерно для позднего Пушкина.
Отступление на гражданскую тему — о героической Москве 1812 г. (глава седьмая). Еще несколько «гражданских» отступлений вы найдете в «Отрывках из путешествия Онегина».
Некоторые из отступлений по данной классификации окажутся «смешанного» типа. Например, большое по объему обращение к «друзьям», завершающее шестую главу романа, включает в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы. То же самое можно сказать и о заключительны строфах восьмой главы романа.
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина