История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
Роман первоначально задумывался как сатирическое произведение. Существуют наброски к комедии, как писал Пушкин в письмах, «вроде Горя от ума». Предполагался сатирический, гротескный образ героя-современника. В первой главе романа можно увидеть следы такого замысла, но он был существенно преобразован в процессе написания романа (более семи лет). На материале этого произведения можно проследить динамику пушкинского творчества.
Жанровая природа романа сложна. Основная жанровая модель — «роман в стихах», как у Байрона. Герой байроновского романа в стихах (Чайльд-Гарольд) часто упоминается в романе, Онегин сравнивается с этим персонажем. Роман в стихах — крупное лиро-эпическое повествование. Значительная роль авторского голоса роднит его с поэмой, а широкий спектр событий, многоплановость изображения, установка на воссоздание жизненного пути героя — с прозаическим романом. Пушкин учитывает и чисто романный аспект. Его выражение: «роман требует болтовни» — показывает отличие от романа прозаического. «Не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». К моменту написания «Онегина» в западноевропейской литературе существовала уже богатая традиция романа, в следующих его разновидностях:
роман-биография (полное или частичное жизнеописание героя);
роман-воспитание (описание детства и ранней юности героя);
роман-путешествие;
любовный роман;
авантюрный роман, в том числе плутовской («пика-реска»);
исторический роман.
В «Евгении Онегине» есть черты большинства этих жанров. Мы сразу видим, что в романе изображается постепенный переход героев от юности к зрелости, часто присутствуют отсылки к детству. Тема воспитания и образования очень важна, а процесс взросления человека — один из основных объектов изображения.
Одновременно в «Онегине» осуществляется синтез многих лирических жанров. Элегия («Куда, куда вы удалились...»), послание (письма героев), эпитафия («надгробный мадригал» Ленского), эклога («Ах, Боже мой, опять эклога!» — говорит Онегин, иронизируя над отношением Ленского к Ольге), ода (пародийно: см. «вступленье» в конце седьмой главы романа). Другие поэтические жанры или воссоздаются посредством стилизации, непрямой цитаты, пародии, или просто упоминаются. Из этих разнообразнейших жанровых отсылок складывается то уникальное жанровое единство, которое Пушкин называет «свободным романом». ->
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина