Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
Поэт как пророк. Мифологический прообраз — библейский пророк («Пророк», 1826). Образ библейского пророка в поэзии де.кабр истов прежде всего воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует поэта. В стихотворении «Пророк» нет декабристских мотивов, преобладающая идея образа поэта-пророка — этическая, идея долга его перед людьми (требование свыше: «Глаголом жги сердца людей»).
Поэт как жрец. Мифологический прообраз — античный жрец («Поэт и толпа», 1828, сюжет и эпиграф из «Энеиды» Вергилия). Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказывается как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзия — таинство, священнодействие, «народ непосвященный» не понимает и не достоин понять ее смысла. «Не для житейского волненья, // Не для корысти, не для битв, // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв». Сходные мотивы в стихотворении «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной...»), 1830, отчасти в заключительном четверостишии стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Преобладающая идея образа поэта-жреца — эстетическая.
Эти два идеала противоречат друг другу, но у Пушкина они скорее гармонически друг друга дополняют. Следующее поколение поэтов утратило эту гармонию и разделилось на приверженцев идеи «чистого искусства» («пушкинское направление», представленное прежде всего А. А. Фетом, Ф. И. Тютчевым) и на сторонников идеи социальной поэзии (прежде всего Н. А. Некрасов).
Судьба поэта. Мысль о том, что у поэта особая судьба — символическое содержание стихотворения «Арион», 1827 (более простой, аллегорический смысл — судьба декабристов и Пушкина). В стихотворении «Андрей Шенье», 1825, появляется образ поэта, посвятившего себя гражданскому делу; поэт — общественный обличитель, «вития». В стихотворении «Поэт» («Пока не требует поэта...»), 1827, — нравственная проблема: в жизни поэт такой же, как все, но творчество возвышает его над другими (эту мысль см. также в стихотворениях «Смерть поэта», «Пророк» М. Ю. Лермонтова, «Поэты» и «Художник» А. А. Блока). В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью («Нет, весь я не умру; душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит...»).
Поэт и царь. В стихотворениях, в которых есть образ поэта, появляется мотив духовного соперничества поэта и царя. Поэт оказывается вправе давать наставления царю («В надежде славы и добра...»). Этот мотив берет начало еще в поэтике классицизма, где поэт-просветитель мог «истину царям с улыбкой говорить» (Г. Р. Державин).
В стихотворении «Друзьям» утверждается право поэта на полную свободу творчества. Более радикально настроенные друзья Пушкина упрекали поэта за его определенные симпатии к Николаю I. В ответ на эти упреки Пушкин пишет стихотворение «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю...»), 1828, в котором звучит та же мысль, что и в более раннем послании Плюсковой: «свободная хвала» царю не имеет ничего общего с лестью.
Тема эта переходит также в поздний цикл стихотворений 1836 г. (так называемый каменноостровский цикл):
«Мирская власть», «Как с древа сорвался предатель-ученик...», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Все стихотворения цикла — переводные или стилизованные под перевод. Основное содержание цикла — лирическая медитация на тему бессмертия поэта в мире смерти и тления. Духовное царство поэта уподобляется Царствию Божьему и противопоставляется царству Кесаря, «мирской власти». Важный символ в стихотворениях цикла — древо жизни. {Найдите его и близкие к нему по смыслу образы в ряде стихотворений. Какой образ соответствует ему в стихотворении о памятнике?)
Тема поэта получает религиозно-философскую перспективу. Духовная миссия поэта соотносится с миссией Христа, соединяющего в себе роль пророка, священнослужителя и царя. В этом мощном символе снимаются противоречия между типичными для поэзии Пушкина фигурами-эмблемами «пророка» и «жреца», «поэта» и «царя». В стихотворениях цикла сохраняется мотив духовного соперничества поэта и царя. (Найдите в текстах фрагменты, иллюстрирующие эти положения.)
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина