Лирическое и эпическое в романе
При раскрытии этой темы следует учитывать жанровое своеобразие «романа в стихах», его сходство с поэмой, романтические истоки, прообраз — у Байрона. Но у Пушкина есть и полемика с Байроном, сюжет строго привязан к конкретным времени и пространству. Герои показаны в широком социально-психологическом и ис-торико-культурном контексте. Лирическое начало выражено в авторских отступлениях и в литературных реминисценциях, отсылающих к различным жанрам поэзии.
«Евгений Онегин» — «роман в романе». Это обусловлено лиро-эпической природой текста. «Внутренний» план повествования — эпический (основной вымышленный сюжет романа), «внешний» — лирический (авторские отступления).
Эпический аспект содержания романа:
изображение судьбы Онегина, характерного представителя определенной части русского дворянства (впоследствии в русской литературе обозначилась четкая традиция изображения так называемого «лишнего человека» — см. об этом в отдельной теме);
образ Татьяны как эпический, первый глубокий русский женский характер. Ср. Достоевский о Татьяне:
«Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его», «положительный тип русской женщины» (впоследствии в русской литературе обозначилась соответствующая традиция изображения женских характеров);
изображение важнейших историко-культурных комплексов России — Петербурга, Москвы и деревни с характерными антитезами (см. об этом в отдельной теме); с этими местами-темами (топосами) связаны судьбы и пути главных героев (Онегин движется из Петербурга в деревню, потом через провинцию опять возвращается в Петербург; Татьяна движется из деревни через Москву в Петербург), а также лирического героя-поэта; сюжетное движение Онегина и Татьяны навстречу друг другу и трагическое расхождение их путей (они «разминулись» и впоследствии встретились, когда было уже поздно: ведь их, как выразился В. Глоцер, «невстреча» произошла гораздо раньше, в деревне) воплощает трагическую идею невозможности счастья (слова: «А счастье было так возможно, // Так близко...» — звучат как грустная ирония), и эта тема тоже составляет эпический уровень произведения, так как переживание невозможности счастья является всеобщим, переносится и на поэта, на его поколение (см. заключительные строфы романа).
Таким образом, судьбы героев показаны на широком историко-культурном фоне и в философской перспективе.
Лирический аспект содержания романа выражается в авторских отступлениях и в разнообразных отсылках к жанрам поэзии на протяжении всего повествования. Авторские отступления рассматриваются далее как отдельная тема. Вообще лирическое начало в романе столь сильно, что послужило источником вдохновения для П. И. Чайковского, создавшего оперу «Евгений Онегин», в которой почти не передается эпическое содержание романа, а присутствует в основном лирический план.
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина