«Капитанская дочка»(183б)
История замысла и жанровое своеобразие
1. Пушкин в роли историка. В 30-е гг. Пушкин начинает писать исторические труды. Это происходит в тот период творчества, когда Пушкин стал уже общепризнанным литературным авторитетом, профессиональным литератором и журналистом, издателем журнала «Современник». В журнале Пушкин работает с многочисленными рукописями, в том числе дневниками знаменитых современников, записками и мемуарами (так, при работе над «Капитанской дочкой» использованы мемуары поэтов И. И. Дмитриева, И. А. Крылова), выступая в роли их издателя, а иногда и комментатора. В эти годы Пушкин все активнее интересуется прозой, в том числе прозой документальной. В частности, предметом его живого интереса являются архивные материалы, исторические свидетельства. Так, Пушкин изучает свою родословную, и эта тема подводит его к более обширной задаче — написать историографический труд о Петре I и его эпохе («История Петра»). В связи с этим следует сказать о глубоком интересе Пушкина к выдающимся личностям, царям, полководцам, общественным деятелям, знаменитым людям своего времени, ставшим как бы символами своего времени. Изучая екатерининскую эпоху, Пушкин, по личному разрешению императора, получил самый широкий доступ к архивам. Результатом его работы становится историографическое сочинение «История Пугачева» (по требованию Николая I название этого труда было изменено, и в 1834 г. он был опубликован как «История Пугачевского бунта»). Сведения о Пугачеве Пушкин собирал также и в тех местах, где происходили изображенные в повести события (Казань, Симбирск, Оренбург и др.). Следует сказать еще об одном важном биографическом обстоятельстве, сопутствовавшем процессу работы над повестью: в эти годы Пушкин много размышляет об исторических путях России и о судьбе декабристов, многие из которых были его личными друзьями. Ю. М. Лотман обращает внимание на то, что рукопись «Капитанской дочки» Пушкин датирует знаменательной «лицейской» датой — 19 октября, что необходимо понимать как символ. Это отсылка к друзьям по Лицею, а значит — и к декабристам, т. е. к тем молодым людям эпохи Александра, к которым обращается Гринев со своей миротворческой проповедью. Гриневу принадлежат слова о том, что самые лучшие изменения в обществе — это те, которые происходят посредством исправления нравов, «ненасильственным путем». Сходный взгляд на исторический процесс был присущ в 30-е гг. и Пушкину. Это означает, что «Капитанская дочка» отчасти адресуется декабристам, в идеологии которых поэт уже разочаровался, хотя по-прежнему видел в них своих близких друзей.
2. Жанровое своеобразие. «Капитанская дочка» — историческая повесть (некоторые исследователи называют ее и романом), стилизованная под мемуары очевидца «пугачевщины». Историческим называется такое повествование (повесть или роман), в сюжете которого наряду с вымышленными героями принимают участие и реальные исторические лица (разумеется, здесь предполагается существенная роль художественного домысла). Что касается мемуарного жанра, то следует помнить, что этот окололитературный жанр сильно повлиял в XIX в. на художественную прозу, и прежде всего на роман. Среди мемуаров выделяются такие, в которых большее внимание уделяется психологическому анализу ранне-биографического опыта (детства, юности), и те, в которых прежде всего важны исторические свидетельства (герой рассказывает о великих событиях, очевидцем которых ему посчастливилось стать). В «Капитанской дочке» есть элементы обоих типов мемуарного повествования (прежде всего второго типа). Говоря о жанре, следует также учитывать фольклорный, волшебно-сказочный аспект композиции романа (напутствие родителя, отправление в дорогу, состязание с соперником, встреча с таинственным персонажем, исполняющим роль «вредителя» и/или «помощника», выполнение трудной задачи, возвращение домой, царская награда).
Таким образом, «Капитанская дочка» — историческая повесть, стиль которой имитирует мемуары, а композиция выстраивается с помощью волшебно-сказочной модели.
Сюжет и композиция повести
Структура сюжета вытекает из жанра — воспоминания, стилизованные мемуары пожилого офицера о его молодости. «Капитанская дочка» — историческая повесть с авантюрным, увлекательным сюжетом. В первых главах сильнее выражен дух старых жанров — мемуары, семейный роман. Гриневы — патриархальное семейство, мир «простых» провинциальных дворян, таким же патриархальным является и семейство Мироновых. Обратите внимание на следующие темы: отношение отца Гринева к службе и чести; трогательные патриархальные отношения между барином и слугой (Савельич); отношение к дворне в семействе Мироновых. Все это хороший материал к теме «Изображение старого патриархального мира в повести». Слова: «Разберись, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи» — приводятся Н. В. Гоголем в «Выбранных местах из переписки с друзьями» как символ правильных, гармоничных взаимоотношений между барином и мужиками. В. Г. Белинский же возмущается таким прочтением в своем знаменитом «Письме к Гоголю». К типу патриархального, «простого» дворянина старшего поколения относятся также, например, вымышленный автор «Повестей Белкина» А. С. Пушкина, штабс-капитан Максим Максимыч в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Багров из «Семейной хроники» С. Т. Аксакова, капитан Тушин из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
События первых глав развиваются в русле любовной комедии, мелодрамы, водевиля (к таким жанрам отсылает и название повести). Возникает любовный треугольник в духе комедий классицизма. Швабрин — пародия на «старых» персонажей (его стихи архаичны, напоминают В. К. Тредиаковского), это фигура отрицательная. Однако в конце и он совершает в некотором роде благородный поступок: донося на Гринева, никак при этом не упоминает Машу. В реалистическом произведении характер не может быть абсолютно положительным или отрицательным.
Кульминацией любовного треугольника является поединок (дуэль), эпизод, в котором актуальная для всей повести тема чести и бесчестия появляется на полукомедийном уровне.
Важный эпизод — первая встреча Гринева с Пугачевым. (Вспомните историю с заячьим тулупчиком.) Далее разворачивается собственно «пугачевская» сюжетная линия. Вехи этого сюжета — встречи Гринева с Пугачевым, события вокруг Белогорской крепости. Еще одна важная веха сюжета (приближение к развязке) — встреча Маши с императрицей Екатериной, выполняющей в сюжете (как и Пугачев) сказочную функцию царя-помощника. (Проанализируйте сюжет, связанный с Пугачевым, с точки зрения основных элементов его структуры, самостоятельно.)
Идейное содержание повести
Так как повесть стилизована под записки XVIII в., ей присущ дидактизм (т. е. нравоучительный характер), в ней рассматриваются такие важные понятия, как справедливость и милосердие, доброта и жестокость, общепринятый кодекс чести и внутренний голос совести, долг и чувства.
Эта нравственная проблематика раскрывается Пушкиным в духе реализма (подчеркиваются сложность, неоднозначность характеров и поступков героев, неразрешимость некоторых вопросов, необходимость индивидуального подхода к каждому конкретному случаю).
Справедливость и милосердие. В повести имеется ряд эпизодов, указывающих не только на жестокость обеих борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию. Пушкинское видение этих событий имеет христианский (предрасположенность человека
к добру и злу, наличие свободы воли и своеобразного инстинкта добра) и гуманистический подтексты (те или иные идеалы, принципы и нормы, представления о справедливости не должны стоять над интересами человека; любая высокая идея, встав над человеком, становится идолом, требующим человеческих жертв и в конечном счете превращается в свою противоположность, неся смерть и разрушение).
Жестокие расправы учиняются не столько Пугачевым или Екатериной, сколько «пугачевщиной» или самодержавием в их лице. Действуя во имя условной справедливости, выступая в роли царя, Пугачев или Екатерина совершают все эти казни. В то же время все проявления великодушия с их стороны (эти эпизоды связаны с вымышленным сюжетом) совершаются не во имя абстрактных принципов, а ради конкретного человека. Таким образом, высшая справедливость — это милосердие к ближнему. Отдельный человек рассматривается как высшая ценность.
Интересно, что в повести «Капитанская дочка» благородные поступки исторических героев — вымышленные (в отличие от исторически подлинных совершаемых ими жестокостей). Идейное значение этого момента можно понять, прочитав стихотворение Пушкина 1830 г. «Герой» (о Наполеоне). Там говорится, что всем реальным подвигам Наполеона Поэт предпочитает его встречу с зараженными чумой солдатами в Яффе, хотя именно этот подвиг Наполеонаскорее всего вымышленный. «Тьмы низких истин мне дороже // Нас возвышающий обман», — утверждает Поэт, подразумевая, что истину следует искать не в мире фактов, а в мире мифов. Другой пример — стихотворение Пушкина «Пир Петра Первого», где Петр представлен как милосердный, прощающий царь. Эпизод, описываемый в стихотворении, тоже, по-видимому, вымышленный, но именно он придает ценность образу царя.
Еще один важный момент — милость, оказанная героям Пугачевым и Екатериной, преподносится как «царская», но на самом деле главная ценность в том, что это просто человеческая милость. Царская милость не зависит от «мирской власти», ее может оказать любой человек любому человеку, поскольку каждый является царем в Царствии Божием. Примечательна поэтому такая сюжетная деталь, как частичное инкогнито Екатерины и ее слова о себе в третьем лице: «Императрица не может вам помочь». Символически это можно расшифровать так, что Екатерина помогает Гриневу не как императрица, а как человек. Пугачев тоже платит милостью за милость. Заячий тулупчик — эмблема христианского милосердия, он показывает, что всякий человек может оказать ближнему поистине «царскую» милость.
Честь и совесть. Уже в романе «Евгений Онегин» (прежде всего в связи с дуэлью), а потом в поэме «Анджело» и в «Маленьких трагедиях» прослеживается следующая идея: социально и культурно обусловленные кодексы чести и нормы морали могут противоречить абсолютным нравственным нормам, Христовым заповедям. Внутренний голос совести, даже если он не согласуется с условными представлениями о чести, морали или с правовыми нормами, все же помогает человеку принять единственно верное решение в экстремальной ситуации, когда срочно нужно делать выбор.
В «Капитанской дочке» Гринев, стремясь спасти Машу, отчасти нарушает кодекс чести воина (покажите, в чем это выражается), но в европейской культуре находится строгое соответствие его поступку: он выполняет кодекс чести рыцаря. Средневековый рыцарь — важный образ для романтической традиции (ср. «Рыцарь Тогенбург» Ф. Шиллера, русский перевод В. А. Жуковского, «Жил на свете рыцарь бедный...» Пушкина). Рыцарь служит даме сердца, совершает подвиги ради нее, от нее же и получает награду. Гринев получает награду от Екатерины, но не как от «императрицы», а скорее как от «дамы» (так она и называется в тексте). Кроме того, можно сказать, что эту награду он, в сущности, получает от Маши (с помощью императрицы). Так реализуется рыцарский культурный «код».
Это не означает, что честь рыцаря ставится Пушкиным объективно выше чести воина. Скорее говорится об условном характере любых кодексов чести, безусловный характер носят только личная внутренняя совесть человека и абсолютные нравственные нормы.
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина