Петербургский период (1817—1820)
Общая характеристика периода. В отношении художественной формы следует отметить большую стилистическую свободу, ломку жанровых границ. Характерным примером является во многом новаторская поэма «Руслан и Людмила».
Особое значение приобретает вольнолюбивая, политически окрашенная лирика (это, собственно, и послужило причиной южной ссылки поэта). В произведениях такого рода можно заметить традиции русских поэтов-декабристов, французских поэтов революции (А. Шенье). При этом у поэта сохраняются симпатии к идеалам эпохи Просвещения; например, его политический идеал — просвещенная конституционная монархия. (См. стихотворение «Сказки» («Noel»)1818 г., в котором высмеивается царь, нарушивший обещание дать конституцию («...как царь-отец // Рассказывает сказки») Ода «Вольность» (1817). Название указывает на радищевскую традицию (ода «Вольность» есть в «Путешествии из Петербурга в Москву»). Но у Радищева гораздо сильнее революционное начало. У Пушкина — пафос миротворческий и просветительский, главная идея стихотворения — общественное согласие, гражданский мир. Монарх и народедины перед лицом Закона, только тогда возможна Вольность (Свобода).
Композиция: проводится смысловая параллель, в соответствии с которой членится стихотворение: тиран — французский царь, его тирания («молчит закон — народ молчит») ведет к новому беззаконию, появляется новый тиран — Наполеон («И се — злодейская порфира // На галлах скованных лежит»). И то же происходит в русской истории (убийство' Павла).
Элегия «Деревня» (1819). Композиция: первая часть (до слов: «Везде следы довольства и труда») — идиллическая картина в духе сентименталистских элегий. Вторая часть (до слов: «И ваши творческие думы // В душевной зреют глубине») — философское размышление на лоне природы.
Но интонация неожиданно меняется.
Третья часть (со слов: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает») — публицистическая. Ораторский стиль, риторические приемы (особый синтаксис и интонации: риторические повторы, восклицания, перифразы, риторические вопросы и др.). Архаизированный язык («склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам...», «здесь тягостный ярем до гроба все влекут»). Абстрактные понятия с заглавной буквы («Здесь Барство дикое без Чувства, без Закона // Присвоило себе насильственной Лозой // И Труд, и Собственность, и Время земледельца»).
Послание «К Чаадаеву» (1818). Стилистическое новаторство стихотворения заключается в сочетании интонаций любовной и гражданской лирики: «языком любви» речь ведется о гражданских чувствах. Первые пять стихов — как будто бы о любви. Но далее («Под гнетом власти роковой...» и т. д.) стихотворение приобретает социально-политическое, гражданское звучание. В середине стихотворения гражданский энтузиазм лирического героя прямо сравнивается с «томленьем» влюбленного: «Как ждет любовник молодой // Минуты верного свиданья». Ожидание свободы сродни ожиданию «чудного мгновенья» любви.
Стихотворение можно разделить композиционно на три части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени: «о прошлом» (воспоминание о «сне», «юных забавах»), «о настоящем» (гражданские чувства, владеющие героем в данный момент) и «о будущем» (призыв верить в наступление свободы).
Кульминация и основная мысль стихотворения — сравнение гражданского чувства с любовью и призыв:
«Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы!»
В финале стихотворения вновь появляется та же тема, что открывает его, — пробуждение от сна; но здесь она связана не только с лирическим героем и другом, а с целым народом («Россия вспрянет ото сна»), то есть получает уже не интимно-лирическое, а социально-публицистическое, гражданское звучание.
Послание «Н. Я. Плюсковой» (1818). Здесь можно увидеть такое же сочетание интимного и гражданского элементов, как и в послании к Чаадаеву. Послание вообще — традиционно личный, дружеский и даже «салонный» жанр, тем более — если оно адресовано даме. Однако содержание этого стихотворения — своего рода поэтическая декларация пушкинского лирического героя, патетическое рассуждение о значении его поэзии для русского народа. Стихотворение полемически направлено против традиции поэтов классицизма писать заказные оды. Мерилом поэзии теперь служит вдохновение, веление сердца. Чувство к императрице Елизавете Алексеевне лишено официального, формального характера, оно свободно («тайная свобода»). Выражение «тайная свобода» дважды цитируется А. А. Блоком — в статье «О назначении поэта» и в стихотворении «Пушкинскому дому». Советуем прочитать оба эти текста Блока.
Послание «Жуковскому» («Когда, к мечтательному миру...») (1818). Композиционно стихотворение можно разделить на три части. Первая часть — до слов «...Власы подъемлет на челе». Здесь рисуется романтический портрет поэта. Выделим в нем типично романтические
черты: взор, обращенный к «мечтательному» (т. е. воображаемому) миру; традиционный образ «лиры»; употребление слова «вдохновение» в корневом значении — дуновение ветра («быстрый холод вдохновенья власы подъемлет на челе»).
Вторая часть — до слов «Священной истины друзей». Возникают два образа читателя — отрицательный (непосвященная толпа) и положительный (узкий круг посвященных, друзья). Название сборника стихов В. А. Жуковского («Для немногих») превращается в символ, получает многозначный смысл. Для Пушкина впоследствии всегда сохраняет важность представление об узком, избранном круге друзей поэта, которые, судя по всему, тоже не могут не быть поэтами (биографически — так оно и есть). Сохраняет важность и представление о неразумной («бессмысленной») толпе, глубоко чуждой тому, что делает поэт.
Третья часть — от слов «Не всякого полюбит счастье...». Заключительный образ стихотворения — обмен «прекрасным» и «восторгом». Символика обмена связана с темой дружбы, общения единомышленников (см. также продолжение этой темы в более позднем послании «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..», 1826) и выражает идею союза поэта с читателем-другом, читателем-посвященным.
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина