logo
Общая характеристика творчества Пушкина

Петербург, Москва, деревня в романе

В романе изображается широкая историко-культурная панорама жизни русского дворянства. Для этого воссоздаются три важнейших историко'-культурных пространства — две столицы и деревня. Мир автора и героев неотделим от этих мест, каждому из них уделено большое внимание, в том числе в лирических отступле­ниях. Важна роль Петербурга, Москвы, деревни, сме­няющих друг друга, в судьбах героев, в развитии сюжета.

Петербург. Здесь начинается и завершается сюжет;

ему отводится опорная роль в композиции. Петербург — город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным. В первой главе, воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие мотивы — новизна, мода, современность. Петербург — центр современной жизни, средоточие новых веяний, здесь наиболее сильно проявляется европеизация рус­ского дворянства. В этой главе часто встречаются слова «модный», «современный». Обратите внимание на ав­торское отношение к западноевропейским веяниям. Из­вестно, что Пушкин высмеивал А. Шишкова, стремив­шегося вычеркнуть из русской культуры и языка все западные заимствования, и сочувствовал Н. Карамзину, который ориентировался на современное европейское сознание. Поэтому в романе нет грибоедовской злой иронии в адрес подражателей французам, можно гово­рить только о мягком юморе. (Найдите примеры в тек­сте.)

Существенно различаются «Петербург Онегина» и «Петербург автора». Можно противопоставить их как «поэтический» и «прозаический» образы Петербурга. (Сделайте это самостоятельно, используя, например, фрагменты, посвященные театру.)

Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе ро­мана. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света. В то же время пока­заны (или, по крайней мере, упомянуты) весьма достой­ные представители великосветского дворянства (напри­мер, П. А. Вяземский). (Какие реальные лица, в том чис­ле друзья Пушкина, упоминаются в первой главе романа?) Заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна, глубоко симпатичная повество­вателю (в Татьяне сосредоточено все достойное и краси­вое, что есть в светском обществе).

Итак, образ Петербурга в романе отличается не толь­ко многоплановостью, местами контрастностью, но и гармонической целостностью.

Деревня. Обратите внимание на место деревни в ком­позиции: она изображается сразу после Петербурга, как резкий контраст к нему. В Петербурге время стреми­тельно бежит, в деревне медленно течет (этому соответ­ствуют образы-символы: для измерения времени в Пе­тербурге и в деревне используются соответственно «бре­гет» и «календарь»). В Петербурге преобладает дух нового, в деревне — «нравы нашей старины». В Петербурге — признаки европейской цивилизации, в деревне — патриархальный русский крестьянско-помещичий быт и силь­ная связь человека с природой. Главный «петербург­ский» герой — сначала Онегин, а потом и Татьяна; глав­ная «деревенская» героиня — Татьяна.

Авторское отношение к жителям деревни может быть различным (как и к жителям Петербурга). Так, помещи­ки Ларины изображаются в сентиментально-ностальги­ческой манере и в целом с симпатией, хотя и с мягким юмором. Народное начало воплощено в няне. (Можете ли вы вспомнить, как ее зовут? Проверьте по тексту!) Этот образ отсылает и к биографии Пушкина (Арина Родионовна). Рассказ няни о ее замужестве — своеоб­разный очерк из народной жизни. Обратите внимание на различие представлений о любви у няни и Татьяны. "Няня воплощает патриархальный уклад в его крестьян­ском варианте. В чем-то схоже с ним отношение к люб­ви и в мире помещиков. (Вспомните, что говорится о взаимоотношениях родителей Татьяны.) С другой сто­роны, соседи-помещики изображаются в резко сатири­ческих тонах, они как бы сошли со страниц знаменитых комедий А. С. Грибоедова, Д. И. Фонвизина. Некоторые из них имеют «литературные» имена, созвучные или прямо совпадающие с именами старых комедийных пер­сонажей. (Найдите примеры.)

Обратите внимание на отсылки к комедии Грибоедо­ва «Горе от ума» в авторском пересказе разговоров сосе­дей-помещиков об Онегине:

Сосед наш неуч., сумасбродит, Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все «да» да «нет». Не скажет «да-с» Иль «нет-с». Таков был общий глас.

(Ср.: тема образования и тема безумия в комедии;

слова о Чацком: «Что? к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?»; слова о нем: «Шампанское стаканами тя­нул...»; сатирически изображаемая «учтивость» Молчалина и др.)

Москва занимает промежуточное, срединное место в композиции произведения. Она — тема седьмой главы  (хотя действие главы начинается в деревне). Москва имеет нечто общее и с Петербургом (историческая сто­лица; присутствие светского общества), и с деревней (консервативно-патриархальный быт и нравы старшего поколения). Обратите внимание на московский пейзаж, на гражданско-патриотическое отступление на тему со­бытий минувшей войны (о Петровском замке). Исклю­чительно важны в московских сценах прямые и «скры­тые» отсылки к «Горю от ума». {Найдите их в строфе, которая начинается словами: «Но в них не видно переме­ны...»)

Примечательно, что в Москве не появляется Онегин (в композиционном отношении московский эпизод симметричен «путешествию Онегина», где, соответст­венно, не появляется Татьяна).

Можно заметить, что в культурно-мифологической перспективе Москва ассоциируется с женским началом, а Петербург — с мужским. В соответствии с этим в Мо­скве важное значение имеет женский мир, мир «бабу­шек» («И хором бабушки твердят: // «Как наши годы-то летят!» — этот мотив возникает и в письме Пушкина Бестужеву по поводу «Горя от ума»: Чацкий не умен, потому что проповедует свои идеи «московским бабуш­кам»).