Петербург, Москва, деревня в романе
В романе изображается широкая историко-культурная панорама жизни русского дворянства. Для этого воссоздаются три важнейших историко'-культурных пространства — две столицы и деревня. Мир автора и героев неотделим от этих мест, каждому из них уделено большое внимание, в том числе в лирических отступлениях. Важна роль Петербурга, Москвы, деревни, сменяющих друг друга, в судьбах героев, в развитии сюжета.
Петербург. Здесь начинается и завершается сюжет;
ему отводится опорная роль в композиции. Петербург — город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным. В первой главе, воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие мотивы — новизна, мода, современность. Петербург — центр современной жизни, средоточие новых веяний, здесь наиболее сильно проявляется европеизация русского дворянства. В этой главе часто встречаются слова «модный», «современный». Обратите внимание на авторское отношение к западноевропейским веяниям. Известно, что Пушкин высмеивал А. Шишкова, стремившегося вычеркнуть из русской культуры и языка все западные заимствования, и сочувствовал Н. Карамзину, который ориентировался на современное европейское сознание. Поэтому в романе нет грибоедовской злой иронии в адрес подражателей французам, можно говорить только о мягком юморе. (Найдите примеры в тексте.)
Существенно различаются «Петербург Онегина» и «Петербург автора». Можно противопоставить их как «поэтический» и «прозаический» образы Петербурга. (Сделайте это самостоятельно, используя, например, фрагменты, посвященные театру.)
Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света. В то же время показаны (или, по крайней мере, упомянуты) весьма достойные представители великосветского дворянства (например, П. А. Вяземский). (Какие реальные лица, в том числе друзья Пушкина, упоминаются в первой главе романа?) Заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна, глубоко симпатичная повествователю (в Татьяне сосредоточено все достойное и красивое, что есть в светском обществе).
Итак, образ Петербурга в романе отличается не только многоплановостью, местами контрастностью, но и гармонической целостностью.
Деревня. Обратите внимание на место деревни в композиции: она изображается сразу после Петербурга, как резкий контраст к нему. В Петербурге время стремительно бежит, в деревне медленно течет (этому соответствуют образы-символы: для измерения времени в Петербурге и в деревне используются соответственно «брегет» и «календарь»). В Петербурге преобладает дух нового, в деревне — «нравы нашей старины». В Петербурге — признаки европейской цивилизации, в деревне — патриархальный русский крестьянско-помещичий быт и сильная связь человека с природой. Главный «петербургский» герой — сначала Онегин, а потом и Татьяна; главная «деревенская» героиня — Татьяна.
Авторское отношение к жителям деревни может быть различным (как и к жителям Петербурга). Так, помещики Ларины изображаются в сентиментально-ностальгической манере и в целом с симпатией, хотя и с мягким юмором. Народное начало воплощено в няне. (Можете ли вы вспомнить, как ее зовут? Проверьте по тексту!) Этот образ отсылает и к биографии Пушкина (Арина Родионовна). Рассказ няни о ее замужестве — своеобразный очерк из народной жизни. Обратите внимание на различие представлений о любви у няни и Татьяны. "Няня воплощает патриархальный уклад в его крестьянском варианте. В чем-то схоже с ним отношение к любви и в мире помещиков. (Вспомните, что говорится о взаимоотношениях родителей Татьяны.) С другой стороны, соседи-помещики изображаются в резко сатирических тонах, они как бы сошли со страниц знаменитых комедий А. С. Грибоедова, Д. И. Фонвизина. Некоторые из них имеют «литературные» имена, созвучные или прямо совпадающие с именами старых комедийных персонажей. (Найдите примеры.)
Обратите внимание на отсылки к комедии Грибоедова «Горе от ума» в авторском пересказе разговоров соседей-помещиков об Онегине:
Сосед наш неуч., сумасбродит, Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все «да» да «нет». Не скажет «да-с» Иль «нет-с». Таков был общий глас.
(Ср.: тема образования и тема безумия в комедии;
слова о Чацком: «Что? к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?»; слова о нем: «Шампанское стаканами тянул...»; сатирически изображаемая «учтивость» Молчалина и др.)
Москва занимает промежуточное, срединное место в композиции произведения. Она — тема седьмой главы (хотя действие главы начинается в деревне). Москва имеет нечто общее и с Петербургом (историческая столица; присутствие светского общества), и с деревней (консервативно-патриархальный быт и нравы старшего поколения). Обратите внимание на московский пейзаж, на гражданско-патриотическое отступление на тему событий минувшей войны (о Петровском замке). Исключительно важны в московских сценах прямые и «скрытые» отсылки к «Горю от ума». {Найдите их в строфе, которая начинается словами: «Но в них не видно перемены...»)
Примечательно, что в Москве не появляется Онегин (в композиционном отношении московский эпизод симметричен «путешествию Онегина», где, соответственно, не появляется Татьяна).
Можно заметить, что в культурно-мифологической перспективе Москва ассоциируется с женским началом, а Петербург — с мужским. В соответствии с этим в Москве важное значение имеет женский мир, мир «бабушек» («И хором бабушки твердят: // «Как наши годы-то летят!» — этот мотив возникает и в письме Пушкина Бестужеву по поводу «Горя от ума»: Чацкий не умен, потому что проповедует свои идеи «московским бабушкам»).
- Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)
- Петербургский период (1817—1820)
- Южный период (1820-1824)
- Поздний период творчества (с 1826 г.)
- Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина
- Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.
- Любовная лирика
- Образы природы в лирике а. С. Пушкина
- История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина
- Лирическое и эпическое в романе
- Сюжетно-композиционная структура романа
- Анализ любовного конфликта
- Образ автора и мир лирических отступлений
- Изображение природы (роль пейзажа в романе)
- Петербург, Москва, деревня в романе
- Мотивы лирики Пушкина в романе
- «Капитанская дочка»(183б)
- Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина