logo search
800_soch_5-11class_2003

"Предчувствую Тебя..."

(Любовная лирика А. А. Блока)

Александр Блок - известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого лю­бил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юноше­ской лирике Блока, его раннем творчестве. Может быть, по­тому, что мне наиболее близок именно этот период жизни поэта, ведь к нему относятся самые прекрасные, светлые и нежные его произведения. И я хочу сравнить свои представ­ления о мире с представлениями молодого поэта.

550

В юношеской лирике Блока ("Стихи о Прекрасной Даме") все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающе­гося чуда. Все в этой лирике "робко и темно", зыбко и туманно, подчас неуловимо: только "намек" весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то "клики"... И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Де­вы, Прекрасной Дамы, "величавой Вечной Жены", "Девы — Зари — Купины", в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спа­сти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя...

Кажется, что поэт смотрит на мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от насто­ящего и уносит куда-то на другую планету, планету Любви и Света.

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанъи красных лампад...

Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен — господствующая в юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствует неясную тревогу, ловит ее "знаки", уже и тогда замечает, что вокруг него ширится и растет "буря жизни" (знаменательно в этом смысле стихот­ворение "Гамаюн, птица вещая"), но еще страшится этой бури и пытается укрыться от нее в идеальном мире своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, "улыбки, сказки и сны".

551

Даже свои земные, вполне реальные переживания и впе­чатления юный Блок пытался истолковать в духе мистиче­ской веры, как нечто "сверхреальное". Впрочем, живое чув­ство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизи­рованного мира, в котором он пребывал.

Поэзия сплошь и рядом побеждала в ранних стихах Блока метафизику. И тогда пейзажи и любовнще сюжеты обретали художественную плоть, как, например, в рассказе о безмолвных встречах с любимой девушкой ("Мы встреча­лись с тобой на закате..."), где вечерний туман, рябь воды, камыш и весло, которым вооружена героиня, создают эсте­тическое, эмоциональное впечатление вне каких-либо мисти­ческих истолкований, и даже "вечерние свечи", загорающи­еся на песчаной косе, теряют свой иносказательный смысл, оказываясь на поверку тонкоствольными соснами, освещен­ными заходящим солнцем.

Были странны безмолвные встречи. Впереди — на песчаной косе — Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе.

Александр Блок мечтал о том, что будущий читатель уви­дит в его поэзии торжество добра, света и свободы, что он сумеет прочесть в его стихах о будущем, сумеет почерпнуть в них силы для жизни:

...есть ответ в моих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить.

Так и случилось. Как все истинно великое и прекрасное в искусстве, поэзия Блока с ее правдой, искренностью, тайным жаром и магической музыкой помогает и всегда будет помо­гать людям жить, любить, творить и бороться.

^ ^

552

"Душа парила ввысь и там звезду нашла" (По лирике А. А. Блока)

О, я хочу безумно жить! Все сущее увековечить, Безличное — очеловечить, Несбывшееся — воплотить!

А. Блок

Блок! Без него я не могу представить нашу большую ли­тературу. Владимир Маяковский писал: "Творчество Алек­сандра Блока — целая поэтическая эпоха". Блок как бы со­единяет два века русской культуры.

В ранних стихах он продолжает традиции интимной ли­рики Жуковского, Фета, затем в его поэзии появляются мо­тивы, родственные стихам Лермонтова:

Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу, Она без мысли и без речи На том смеется берегу.

Последние произведения перекликаются с творчеством Маяковского и знаменуют начало новой поэзии:

Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо. Ты ли, подруга желанная, Входишь ко мне на крыльцо? Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Нераздавались давно.

Подъем революционного движения на грани двух веков вдохнул в Блока новые творческие силы. Все чаще и чаще поэт обращается к социальным проблемам:

Еще прекрасно серое небо, Еще безнадежна серая даль,

553

Еще несчастных, просящих хлеба, Никому не жаль, никому не жаль!

Поэт говорит о том, что народ еще не проснулся к своей истинной деятельности:

И предок царственно-чугунный Все так же бредит на змее. И голос черни многострунный Еще не властен на Неве.

Царское самодержавие в образе памятника Петру I ("Мед­ного всадника") противопоставлено музыке народного протеста. Блок верит в революцию, присматривается к народу.

Я верю: новый век взойдет Средь всех несчастных поколений.

Онтоворит: "Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой".

В эти годы поэт широко ставит проблему человека, пишет - о судьбах народа:

В голодной и большой неволе: И день не в день, и год не в год. Когда же всколосится поле, Вздохнет униженный народ?

Здесь звучат некрасовские нотки, некрасовская боль за судьбу обездоленного народа. Александр Блок не призывает к открытой борьбе, но вопрос, поставленный в категориче­ской форме, воспринимается как призыв. Все просто, ясно, понятно.

В своей поэзии Блок следует от земного к возвышенному. В стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." поэт пишет о земной любви, о реальной женщине, ушедшей от любимого. Любимая вызывает у лирического героя не гнев, не разочарование, а тревогу за ее судьбу.

554

Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла...

В стихотворном цикле "Вольные мысли" Блок пишет о большом чувстве человека, слитого воедино с окружающим миром, с природой. Это слияние с миром, несмотря на грусть в стихах, искало выхода в будущем. "Если вы любите мои сти­хи, — писал поэт, — преодолейте в них яд, прочтите в них о будущем".

Земное сердце стынет вновь Но стужу я встречаю грудью. Храню я к людям... Неразделенную любовь. Но за любовью зреет гнев, Растет презренье и желанье Читать в глазах мужей и дев Печать забвенья...

В годы, когда жил Блок, в России происходили большие исторические преобразования. Тонкий художник, остро реа­гирующий на окружающую жизнь, Блок не мог не обратиться к теме Родины:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Обращаясь к России, поэт выражает уверенность: "Не про­падешь, не сгинешь ты".

Александр Блок - лирик. Поэтому и осмысление Родины у него своеобразное, лирическое. Он не наблюдает за ней со стороны, а сам является ее частицей, ощущает ее боль, раду­ется вместе с ней:

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои,

555

Твои мне песни ветровые Как слезы первые любви.

Лирический герой, слившийся воедино с Родиной, огляды­вается на прошлое, живет ее будущим: "Все, что было, все, что будет, обступило меня: точно эти дни живу я жизнью всех времен, живу музыками моей Родины".

Блок видел Россию в постоянном движении. "Россия — буря", — говорил он.

Закат в крови/

Из сердца кровь струится.

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Тема Родины проходит через все его творчество. Грусть, уныние, пессимистические ноты в поэзии Блока были вызва­ны осознанием тупика, в который зашел старый мир. Когда поэт осмыслил содержание грядущих перемен, в его поэзии зазвучали жизнеутверждающие ноты, которые переросли в гимн Родине. Поэт всегда верил в мир "прекрасный и челове­чески простой". Он был уверен, что "трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день":

Пусть душит жизни сон тяжелый, Пустъзадыхаюсъ в этом сие, Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

Таким Александра Блока воспринимает ныне весь читаю­щий мир.

556

Своеобразие любовной лирики А. А. Блока

Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы ни­когда не разлучаемся. Среди них — Александр Блок.,.

М. Рыльский

Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровы­вающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное наслаждение.

Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы. В начале творческого пути наи­более близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной Бога, вере в возможность проникновения за предел земного. Уроки Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные ими "острые мистические и романтические переживания" обратили Блока в 1901 году к творчеству поэта и фило­софа-мистика Вл. Соловьева, который был признан "духов­ным отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.). Идейным стержнем его учения была мечта о царстве тео­кратии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта соловьевская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока, составивших первую его книгу "Стихи о Прекрасной Даме" (1904 г.)

"Стихи о Прекрасной Даме" - это произведения, в ос­нове которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже - жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Веч­ной Женственностью. Последовательно и систематически

557

Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даме" свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезар­ная Царица, Заря, Купина. Лирический герой - отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окру­женная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, не­определенности образа усиливается и оттого, что поэт избе­гает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные слезы, ла­зурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный. Архаическая, церков­ная, "молитвенная" лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира.

Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: "Стихи о Прекрасной Даме" - это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, пред­чувствие всемирной зари". Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюблен­ной, стремление видеть в ней самое прекрасное, возвышенное, "неземное". Эти чувства нашли очень точное, психологичес­ки правдивое выражение в удивительно нежных, мелодич­ных стихах Блока. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:

Будет день — и свершится великое, Чую в будущем подвиг души.

Пусть представление Блока о подвиге было смутным, не­определенным, туманным, для нас важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу. В любовных стихах о

558

Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание не­обычных, потрясающих событий.

В 1906 году поэт проникается новой идеей "мистицизма в повседневности". Изображая неприглядные стороны совре­менного города, Блок создает образы на пересечении двух планов — реального и фантастического. Ярким выражени­ем таких взглядов является баллада "Незнакомка", напи­санная в 1906 году. Блок специально отбирает только такие детали повседневности, сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской "жиз­ненной прозы" и воссоздать удушливую, тлетворную атмос­феру буржуазного общества. Описываются детали неприг­лядной, будничной жизни: ресторан, пьяные окрики, тлет­ворный дух, пыль, канава, детский плач, женский визг, скрип уключин, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов и т. п. Из нескольких возможных синонимов поэт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторс­кую оценку. Символом мечты поэта об идеальном, гармо­ничном мире выступает прекрасная женщина — таинствен­ная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реаль­ности и фантастики (сам Блок назвал это "фантастическим реализмом"). В стихотворении названы вполне конкретные, земные черты Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурными перьями, в кольцах узкая рука, темная вуаль.

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне...

..Дыша духами и туманами,

Она садится у окна

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука...

Нельзя не заметить при этом, что все эти детали внешно­сти не создают индивидуального портрета женщины. Они вы­зывают у читателя лишь общее представление о внешней красоте таинственной Незнакомки.

559

Она окружена чем-то загадочным и непостижимым, как будто сама возникла из туманных грез или сновидений. С ее обликом поэт связывает и древние поверья, и глухие тайны, и чье-то солнце, и несметные сокровища. У каждого из читате­лей они вызывают свои личные ассоциации, воскрешают ка­кие-то чувства, пробуждают воспоминания.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 годов. Мотивы со­мнения, неверия проникли уже в "золотолазурные" "Стихи о Прекрасной Даме". А в последующих произведениях все меньше восторгов, ощутимее привкус горечи узнавания жизни. Новое восприятие земного бытия, новые настроения и чув­ства поэта заметно проявляются в первом стихотворении цикла "Заклятие огнем и мраком" "О, весна без конца и без краю..."(1907 г.). Это стихотворение было написано тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих прежних идеалах. Он не ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной. Молитвенное отношение к Небесной Деве сменилось у него естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Поэт провозглаша­ет иное отношение к земному бытию: "Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат". Его целиком захватывает жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе. "Принимаю!" — главная мысль, главный пафос стихотворения "О, весна без конца и без краю..." Поэт принимает удачу и неудачу, плач и смех, пустынные веси и тесные города, "осветленный простор поднебесный и томле­ния рабьих трудов". Эти контрастные картины показывают противоречия жизни, различные ее проявления. И ког­да поэт говорит о своем приятии мира, мы понимаем, что он не собирается уходить от жизни в неизвестные "иные миры".

Теперь в восприятии поэта непрерывная борьба, "вечный бой" являются смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие стихотворения Блока последующих лет. Размышляя об исторических судь­бах России, о борьбе русских с иноземными поработителями, поэт восклицает: "И вечный бой! Покой нам только снит­ся.." ("На поле Куликовом"). Постоянное беспокойство, жаж-

560

да творчества, несмотря на ' жизни сон тяжелый", составляют главный "сокрытый двигатель" всей деятельности Блока. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." насыщено риторическими обращениями и восклицаниями восторженно­го поэта. Весна и мечта связываются, соединяются в созна­нии поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты — безгра­ничные, беспредельные.

Любовь занимает главное место и в цикле стихотворений "Страшный мир". Любовь и страсть соседствуют с муками, пытками, смертью. Для поэта становится невыносимой посто­янная унизительная ложь ("молчаливая ложь", "лживая улыбка", "лжи и коварству меры нет" и др.). Да и сам он оказывается жертвой "страшного мира" и с беспощадной правдивостью рассказывает об этом ("На островах", "Уни­жение"). Неверие в возможность обретения подлинного человеческого счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека...").

Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и человеческих чувствах в цикле "Страшный мир" встречаются мечты и воспоминания об ушедшей любви. Тос­кой о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение "В ресторане":

..Ло была ты со мной всем презрениемюным,

Чуть заметным дрожанъемруки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка...

И дохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

Встреча с незнакомкой пробуждает у героя стихотворе­ния чувство любви, надежду на возможность счастья. Вос­приятие разъедающей душу тоски о несбывшемся счастье усиливают и музыка ("исступленно запели смычки"), и природа.

К. Паустовский писал: "Стихи Блока о любви — это

561

колдовство. Как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны... В этих стихах, особенно в "Незнакомке", "В ресторане", мастерство доходит до предела... Это не столько стихи о вечно женственном, сколько порыв огромной поэти­ческой силы, берущей в плен и искушенные, и неискушен­ные сердца".

С. А. ЕСЕНИН

Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?

...Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

А. Толстой

Стихи Есенина —т искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво рас­крывает поиски сложной души и сложной жизни поэта.

В ранних стихах Есенина возникают образы русских кре­стьян. Вот мужики сетуют на засуху, "скинув шапки, молясь и вздыхая". Вот рыбаки поют "где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню". Поэт описывает деревенский быт, показыва­ет избу, где "вьется сажа над заслонкою", "пахнет рыхлыми драченами", "щенки кудлатые заползают в хомуты". Именно здесь, среди крестьянской жизни, прошло детство Есенина. Все это ему дорого, и об этом он пишет в своих стихах. Молодой автор видит поэзию деревенской жизни, красоту лю­дей труда.

Есенин вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его "любить на этом свете все, что душу облекает в плоть". Ранние стихи поэта — признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных,

562

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частипей природы, ведь его юные годы прошли среди "утренней и вечерней зари", "среди неба, покрытого грозовыми тучами", "среди полей, красующихся цветами с зеленью".

Но сквозь красоту природы видны реальные приметы быта и труда крестьянина:

Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

Большое влияние на творчество Есенина оказала песен­ная лирика. Ведь мама поэта была замечательной песенни­цей, и ее песни Есенин вспоминал не раз. С ранних лет он слышал народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта, вот почему многие ранние стихи Есени­на написаны в песенном жанре. Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу, к Родине.

Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образа­ми. Позднее он скажет: "От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции". И еще: "Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим Матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии".

После переезда в Москву, а затем в Петербург творчество Есенина приобрело новое направление: поэт обращается к истокам прошлого, пытаясь объяснить события настояще­го. Уже в "маленькой поэме" "Товарищ" возникает образ рабочего, идущего на смертельную схватку, а в драматичес­кой поэме "Пугачев" поэт изображает крупнейшее крестьян­ское восстание. В поэме же "Песнь о великом походе" Есенин стремится поведать историю последних двух веков России.

Дореволюционное творчество Есенина отмечено поисками

563

своей концепции мира и человека, окончательно сформули­ровать которую помогла поэту революция. Став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, Есенин глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле "Москва кабацкая". Поэт, пережи­вая вместе с народом, не может определить своего места в жизни, страдает от сознания душевной раздвоенности. Вы­ходом его боли стало стихотворение "Исповедь хулигана", в котором он осуждает мещанскую косность и равнодушие. Здесь Есенин раскрылся как человек большой души, сердеч­ный, отзывчивый, сосредоточенный, задумывающийся над своей судьбой.

В стихах и поэмах Есенина этого периода звучит постоян­ная и убежденная вера в Россию, в великое будущее ее наро­да. Но звучит в них и тревожная скорбь о близкой сердцу старой деревне:

Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под оклик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

Сам себя Есенин называл "поэтом золотой бревенчатой избы". Он ощущает себя "последним поэтом деревни":

Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.

Вторжение цивилизации в деревню заставляет поэта заду­маться над будущим русской деревни, над судьбой крестьян­ской Руси. В этом видится неразрывная связь Есенина с ис­токами древней Руси, с ее крестьянской душой.

Значительную роль в творчестве Есенина сыграла его большая зарубежная поездка. Он убедился, "до чего пре­красна и богата Россия. Кажется, нет еще такой страны и быть не может". Ничто не вдохновило его вдали от род­ной земли, о заграничных впечатлениях стихов он не пи-

564

сал. Но именно за границей возник замысел трагедий­ной поэмы "Черный человек". Зарубежные наблюдения помогли Есенину глубже осознать великое значение преоб­разований, происходящих на родине. Поэт не хочет оста­ваться в прошлом:

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил...

В стихотворении "Русь советская" Есенин передает свои переживания при возвращении на Родину. Есенин принимает новую жизнь, он провозглашает верность родной стране:

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Есенин продолжает развивать художественные приемы, усиливает лиризм в своем творчестве. При этом лирика ста­новится глубже, отзывчивей и трепетней. "Отговорила роща золотая", — так начинает Есенин одно из самых знаменитых стихотворений. Образ рощи вызывает тревожные воспомина­ния об ушедших молодых годах. Скорбь о быстротечности жизни овладевает поэтом:

Ведь каждый в этом мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей юности, растраченных силах. Во всем этом вид­ны личные переживания Есенина, отражение сложного време­ни, в которое он жил.

Сквозь все творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Есенину было всего девятнадцать лет, когда он с поразительной откровенностью воспел в стихотворении "Русь" грусть материнского ожидания — "поджиданье седых матерей". Верность и постоянство чувства он обобщил в об­разе матери. Много волнений приносит сын матери, но все прощает материнское сердце,

565

"О моя терпеливая мать!" — вырывается у Есенина. Тоскуя по дому, он писал о "милой, доброй, старой, нежной матери":

Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться Чайнаячашка скользит из рук.

А в "Письме матери" сыновние чувства переданы с порази­тельной силой:

Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Замечательный русский поэт С. Есенин посвятил себя творчеству, в котором отразилась вся его жизнь, все его помыслы.

Каждое стихотворение — это еще одна страница обшир­ной книги его жизни. Эта книга открывает нам самобытный талант русского поэта.

Поэзия Есенина полна любви к Родине, матери-природе, к созидательному труду народа. Все этапы пройденной жизни Есенина запечатлены на страницах его поэм и стихотворе­ний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поэзия Есенина — это лирическое описание всей его жизни. Есенин ушел из жизни трагически, преждевременно. Но и то, что успел сделать поэт, стало бесценным национальным до­стоянием.

> >

Свет России в лирике С. А. Есенина

Сергей Есенин! В этом имени свет России голубые ее глаза,.. В этом имени песня России — соловьев ее голоса...

В. Кузнецов

Сергей Александрович Есенин родился в с. Константинове Рязанской губернии. "Фамилия Есенин — редкая, коренная, в ней звучат языческие корни — тайсень, овсень, ясень, — свя­занные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздника­ми", — писал А. Толстой.

Выросший в глуши мещерских лесов под шум сосен и берез, под тихий шелест трав и всплески "лонных вод", Есе­нин не был знаком с музыкой революции, не испытывал тя­желого бремени деревенской жизни, но хорошо знал психоло­гию земледельцев и воспринял их неиссякаемую любовь к родине, к неувядаемой красоте ее природы, к "преданьям ста­рины глубокой".

Творчество Есенина опиралось на традиции русской клас­сической литературы и народной поэзии, отражало существен­ные стороны русской жизни и национального духа и поэтому приобрело художественную неповторимость и своеобразие» Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на про­тяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать считалась лучшей песенницей в селе, хорошо пел отец; дед Титов, воспитывавший Есенина, знал наизусть великое множество песен. Есенин был знаком с творчеством многих русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Языкова, Никитина и т. д.

Из всех жанров устного народного творчества лирические народные песни наиболее соответствовали особенностям та­ланта поэта. На основе использования стилистических воз-

567

можностей лирической народной песни были созданы "Под-ражанье песне", "Выткался на озере...", "Хороша была Таню-ша..."

В стихотворении "Выткался на озере..," поэт под влияни­ем народной лирической песни идет от изображения общей картины природы к ступенчатому сужению образа:

Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясьв дупло. Толъкомне не плачется, на душе светло...

Во многих стихотворениях Есенина заметна ассоциатив­ная связь с содержанием популярных народных песен, кото­рая способствует раскрытию идейного замысла, углубляет со­держание образов. В стихотворении "Ямщик" наблюдается форма лирического монолога:

Пой, ямщик, вперекор этой ночи, — Хочешь, сам я тебе подпою Про лукавые девичьи очи, Про веселую юность мою.

В этих строках легко угадывается песня "Вот мчится тройка удалая".

Связь с народной песней реализуется в перефразировке стро­ки или введении образа-сигнала:

Плачет и смеется песня лиховая,

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Эти строки восходят к народной песне:

Липа вековая над рекой шумит. Песня удалая вдалеке звучит.

Корни есенинской поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет питали его поэзию соками родной земли. Элементы фоль-

568

клорной поэтики Есенин использует при раскрытии харак­тера героя, при изображении различных настроений, вне­шних деталей портрета, при описании природы и для пере­дачи колорита.

Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы — плачут, тополя — шепчут, "приго­рюнились девушки-ели", "словно белой косынкой повязалась сосна", "плачет метель, как цыганская скрипка" и т. д. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания:

Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?

Здесь показана молодая стройная березка, которая настоль­ко уподоблена девушке, что невольно оказываешься в плену чувств, вызванных расставанием влюбленных. Такое очело­вечивание не свойственно фольклору. -

Есенин часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха). Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятно­сти голубых просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия ("синь, упавшая в реку", "вечером синим, вече­ром лунным").

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, метафоры. Они используются как средство жи­вописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей").

Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народ­ных песнях, играют повторы. Они используются для пока­за душевного состояния человека, для создания ритми-

569

ческого рисунка. Есенин употребляет повторы с перестанов­кой слов:

С моей душой стрясласъбеда, С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обра­щения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение. Народно-песенные тра­диции преломляются через сугубо есенинское и приобретают оттенок индивидуальности, органически входят в ткань про­изведения Есенина и выступают как элемент его поэтическо­го творчества. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа не только навсегда остались в поэзии Есенина пред­метом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности, но и стали своеобразным эстетическим критерием. Лирика Есенина — это лирика, раскрывающая сложный и'многооб­разный мир души человека.

Для С. Есенина фольклор был источником углубленного понимания быта, национального характера, обычаев и пси­хологии русского народа, а также шкалой поэтического мастерства.