Народ и труд
С детства нам внушали, что любовь к труду коренится в характере славянских народов, что народ уважает только тех, кто честно трудится, "в доте лица добывает хлеб насущный". Если бы учителя и воспитатели хотели убедить в этом детей, им нужно было бы запретить читать сказки. Давайте вспомним любимых сказочных героев. Вот Емеля-
862
дурак, который оказывается самым умным и женится на царевне. Как он этого добился? Учился, работал, завоевал положения в обществе? Нет, он лежал на печи, не обременяя себя работой. А когда поймал щуку, не ума попросил себе, а ведра отправил своим ходом домой — чтобы не таскать тяжести. И очень радовался, что с печки вставать не нужно — сама едет, куда надо, а Емеля на лежанке бока греет.
А народное представление о рае? Это страна с молочными реками и кисельными берегами, мир абсолютного безделья, блаженной лени.
Перейдем от детских сказок к народным героям, к тем, которые вызывают восхищение и зависть. Это удачливые купцы, обманом зашибавшие деньгу; везучие мужики, нашедшие клад; люди, вошедшие в милость к царю или барину, одаряемые несметными богатствами; казаки, возвращающиеся домой с богатой добычей...
Со времен Киевской Руси сложилось легкое и презрительное отношение к людям, берегущим копейку, методичным и упорным трудом зарабатывающим положение и богатство, к тем, кто хочет чести "по уму", а не "по роду и чину". Чтобы не быть несправедливыми, вспомним поляков: с каким чванством далее слуги смотрели на почтенных шляхтичей, собирающих "зярко до зярка, талярок до талярка". А от людей богатых всегда ждали определенного типа поведения: мотовства бешеного, своеволия запредельного. Барин должен быть самодуром. Царю никто не указ, его царская воля: хочет — казнит, хочет — милует.
Нужно хорошо изучить историю, чтобы понять, почему у народа, которому ничего не давалось легко, дети которого никогда не рождались с золотой ложкой во рту, сложилось столь странное отношение к труду. Школьная программа не помогает понять эту причуду. Можно предположить, что на Руси состояние редко было приобретенным, заработанным, чаще всего — пожалованным, случайным. У нас никогда не было таких городов, как в Европе — центров ремесел с сильными союзами мастеров и торговцев. Там развивалась индивидуальность, там гордились своим умением и знаниями, там почетными были рукоделия, ремесло и ученость. А наши мно-
863
гострадальные страны долго знали только три категории граждан: рабы, хозяева и солдаты. Причем все причудливо перемешивалось. Рабы имели собственность (землю), хозяева были почти бесправны — могли в любой момент потерять и состояние и свободу (ведь дворян избавил только указ Екатерины II от телесных наказаний, и то ненадолго). А солдаты, оторванные на всю жизнь и от семьи, и от труда, превратились в выморочное сословие.
Новая история только ухудшила положение. Труд на государство превратился в молчаливый договор: "Мы делаем вид, что работаем, а оно делает вид, что платит". Смена строя похоронила последнюю надежду на то, что можно заработать хотя бы на стабильную жизнь.
Может ли измениться отношение нашего народа к труду? Да, если труд станет основой достойной, обеспеченной жизни, если богатыми будут не самые бесчестные, а самые трудолюбивые и умные. Или снова вернется старое русское употребление слова "специалист": когда-то так называли воров...
- 800 Современных сочинений
- Ростов-на-Дону Издательство пресс
- 5 Класс
- Иван андреевич крылов
- Волшебница-зима
- Евгений иванович носов Белый гусь
- Рудольф эрих распе Подвиги барона Мюнхгаузена
- Ханс кристиан андерсен
- Мамина ваза
- Мамина ваза
- Первый снег
- Лисенок
- Новогодняя ель
- Теленок Борька
- Мой день в школе
- Привет, Володя!
- Здравствуй, Илья!
- Помощники из шестого "б"
- Лучшие друзья
- Моя любимая песня
- Кем и каким быть?
- 6 Класс
- Песнь о вещем Олеге
- "Метель"
- Благородство против подлости
- Тема свободы и изгнания
- Из библии Трудно или легко делать добро?
- Гомер Героя Эллады в поэме "Илиада"
- Джонатан свифт
- Наша квартира
- Комната моей подруги
- Дыхание осени
- Летний день
- В. Васнецов. "Богатыри*'
- Горе-рыбак и рыбачка
- Удивительное — рядом
- Мой друг Алеша
- 7 Класс
- Смерть за честь
- Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
- Максим горький
- / Вариант
- II вариант
- Бедность не порок
- Джордж гордон байрон
- Человек и природа
- Эдгар по
- Вальтер скотт Мужественные герои в. Скотта
- О. Генри Бесценный дар
- Ярослав ивашкевич
- Джеймс олдридж "Последний дюйм"
- Портрет моей сестры
- Дом, в котором я хочу жить
- Мой папа за работой
- В, Пукирев. "Неравный брак"
- Помогите найти!
- Пропала собака
- Скворечник
- Как пекут куличи
- Кем быть?
- Перемена
- 8 Класс
- Романтический герой Мцыри
- Духовный мир Мцыри
- О времена, о нравы!
- Что такое хлестаковщина?
- Судьба поэта из народа в стихотворении н. А. Некрасова
- Антон павлович чехов
- Александр грин Мечта — могучая творящая сила
- "Теркин — кто же он такой?"
- Подвиг царевича Рамы
- Уильям шекспир
- Стендаль Кто достоин любви?
- Проспер мериме Отзыв о новелле п. Мериме "Маттео Фальконе"
- Герберт джордж уэллс Реальность чуда
- II вариант
- Безумен ли фонарщик?
- Памятник Кобзарю в Харькове
- О чем рассказала бабушка
- Мои школьные товарищи
- Последний звонок
- 9 Класс
- "Слово о полку игореве
- Изображение природы автором "Слова о полку Игореве"
- 6. Boo совр. Соч. Во рус. И мир. Лит. 5- 11 кл. •
- Скоты, владеющие людьми
- Сын, достойный своей матери
- Мое отношение к Ленскому
- Онегин и Татьяна
- "Он весь — дитя добра и света"
- "На что он руку поднимал..."
- Поместье и его владелец
- Данте алигьери
- Высокая тайна любви
- Уильям шекспир Вечные трагедии человечества
- Жан батист мольер
- Иоганн вольфганг гете
- Фридрих шиллер
- Джордж гордон байрон
- Амадей гофман
- Виктор гюго
- Образ Собора
- Только в труде велик человек
- Взрослый мир для тебя
- В чем заключается счастье?
- Что такое счастье?
- Сегодня — воскресенье
- Люди в белых халатах
- Моя любимаякяига
- 10 Класс
- И. А, гончаров
- Обломов и обломовщина
- Диван — трон Обломова
- А. Н. Островский
- Красота души Катерины
- Душевная драма Катерины
- И. С. Тургенев
- Давайте поспорим, Базаров!
- Ф. И. Тютчев Поэт гармонии и красоты
- 12. 800 Еовр. Соч. По рус и мир. Лит, 5-11 кл.
- Н. А. Некрасов
- М. Е. Салтыков-щедрин Порок под личиной добродетели
- II вариант
- Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" а. С. Пушкина и Раскольникова — в "Преступлении и наказании"
- Л. Н. Толстой
- Духовное становление личности
- Наташа Ростова — самый обаятельный
- "Война мир"
- Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского
- Любимая героиня Толстого
- Стендаль
- Губительная власть денег
- Гюстав флобер
- "Пышка"
- Чарлз диккенс Судьба Оливера Твиста
- Энциклопедия жизни индейцев
- Эдгар по "Черный кот"
- Генрик ибсен
- О. Генри
- "Любовью дорожить умейте"
- Грех и добродетель людская
- Природа и человек
- Так что есть красота?..
- 11 Класс
- А. И. Куприн
- Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб
- Письмо литературному герою
- / Вариант
- // Вариант
- III вариант
- Открытие любви
- Что может человек
- Н. С. Гумилев
- И. Северянин
- А. А. Блок
- "Предчувствую Тебя..."
- Тема родины и природы в творчестве с. А. Есенина
- Певец от народа и для народа
- Разноликость поэзии с. Есенина
- За что можно любить Родину?
- В, в. Маяковский
- "Навеки любовью ранен"
- Маяковский-лирик
- М. И. Цветаева
- Роковые эксперименты
- Мастер и Маргарита
- А. П. Платонов
- Е. И. Замятин
- М. А. Шолохов
- Н. А. Заболоцкий Так что есть красота?
- А. А. Ахматова
- Мир поэзии Анны Ахматовой
- Поэзия Анны Ахматовой
- О. Э. Мандельштам
- М.М.Пришвин
- Единство человека и природы
- Б. Л. Пастернак
- А. Т. Твардовский
- А. И. Солженицын "Палачи и жертвы"
- Не стоит земля без праведника
- В. П. Астафьев Человек и биосфера
- В. Г. Распутин Зачем живет человек?
- В. М. Шукшин "Нравственность — есть правда"
- Вера в гуманные начала жизни
- А. Г. Алексин "Безумная Евдокия"
- И. А. Бродский Лирика Иосифа Бродского
- Поющий поэт Юрий Визбор
- В. С. Высоцкий Мой любимый поэт
- Оскар уайльд
- Джек лондон
- О. Генри
- Теодор драйзер Счастье Керри
- Бернард шоу
- Судьба Элизы Дулиттл
- Франц кафка
- Эрнест хемингуэй "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения"
- Альбер камю
- Когда перевернута последняя страница романа
- "Над пропастью во ржи"
- Джордж оруэлл
- Рей брэдбери
- Генрих бёлль Изнанка послевоенной Германии
- Франсуаза саган Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века
- Перевернув последнюю страницу лирического романа ф. Саган "Здравствуй, грусть"
- Особенности японской лирики
- Подвиг народа бессмертен
- II вариант
- III вариант
- Я исповедую Гамлета
- "Слово: мудрое, чистое, родное"
- Люди в белых халатах
- Зачем мне жизнь дана?
- Мой друг заболел спиДом...
- Вечный спор добра и зла
- Народ и труд
- О любви
- Я и телевизор
- О смысле жизни
- "Жизнь и судьба"
- Содержание
- 5 Класс сочинения по русской литературе 6
- 6 Класс
- 7 Класс сочинения по русской литературе 52
- 9 Класс сочинения по русской литературе 148
- 10 Класс
- 800 Современных сочинений по русской и мировой литературе