logo
800_soch_5-11class_2003

В. Васнецов. "Богатыри*'

(сочинение по картине)

Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый русский ху­дожник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина "Богатыри".

Художник изобразил на картине трех былинных богаты­рей — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Попови­ча. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов -кочевников.

Каждого из персонажей картины Васнецов наделил ха­рактером, каждому придал индивидуальные черты. Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный железной палицей, копьем и щитом. Из-под рук* зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь. Справа от Ильи — любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает руко-

47

ятку меча: быть бранной потехе! Слева от Ильи самый младший из трех богатырей - Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович - на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселы­ми звонкими песнями.

В образе трех богатырей Васнецов воплотил извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Ники­тиче и Алеше Поповиче. Каждый, кто читает их, по-разному представляет себе героев-богатырей. И только огромный та­лант Виктора Михайловича Васнецова позволил нам как бы воочию увидеть мужественных бесстрашных богатырей, обра­зы которых с такой художественной силой воплощены в рус­ском фольклоре.

И. Левитан. "Золотая осень"

(сочинение по картине)

В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан во­шел прежде всего как пейзажист. Левитан — создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почув­ствовать всю прелесть окружающего мира.

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряет­ся река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими ли­стьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляют­ся осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое не­бо с белыми облаками. Осенний день, изображенный худож­ником, полон света. В картине преобладают жизне­радостные светлые тона. Почти на линии горизонта за-

48

метны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.

Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", — так сказал о золотой осени Алек­сандр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повто­рял про себя Исаак Левитан, работая над своими знамениты­ми пейзажами. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не на­вевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.