logo
800_soch_5-11class_2003

"Слово о полку игореве

"Слово о полку Игореве" — величайший памятник древнерусской литературы

В 80-х годах XII в. неизвестный нам автор создал вели­чайшее произведение древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве".

Открытие и публикация в 1800 г. "Слова" сыграли важ­ную роль в развитии всей русской литературы. Это произве­дение обозначило исторические дали отечественной художе­ственной культуры, показало, что наша словесность является одной из древнейших в Европе, что произведения древнерус­ских писателей находятся в ряду виднейших памятников мировой литературы.

Интересы развивающегося древнерусского государства тре­бовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чув­ство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обли­чать распри и междоусобицы.

Многими чертами "Слово" связано с литературными тра­дициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: ориги­нальностью переработки эпических приемов, богатством язы­ка, утонченностью ритмического построения текста, народно­стью самой своей сути и творческим переосмыслением при­емов устного народного творчества, особой лиричностью.

Летописи тех времен не блистали изяществом литератур-

148

ного языка. В них он был сух, документален, но ведь летопи­сец и должен был рассказывать только то, что видел, без вся­ких искажений и прикрас — это было главное правило напи­сания летописей. "Слово" ни на шаг не отступает от этого правила, наоборот, в нем события изложены правдивее, чем в других "свидетельствах истории". Безымянный автор сам указывает на то, что он не будет петь незаслуженную хвалу, как это делал Боян, знаменитый сказитель тех времен, да и как можно восхвалять, ведь поход, о котором идет речь, окон­чился неудачей!

Конкретная тема, которой посвящено "Слово о полку Иго-реве", — неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь нов-город-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабо­чен судьбой Русской земли, он вспоминает о событиях дале­кого прошлого и современности, и истинный герой его произ­ведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Все­володович, которому в "Слове" уделяется немало внима­ния, а русский народ, Русская земля.

Именно эта любовь к родине, к русским людям до предела усилила чувства автора, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она, любовь к родине, явилась вдохновительницей, определила выбор художественных средств в "Слове", усили­ла наблюдательность автора, вдохнула в него подлинное поэтическое воодушевление, придала высокую идейность его произведению.

В "Слове" нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход против половцев и поражение русского войска — для автора только повод для глубокого раздумья о судьбах Рус­ской земли, для страстного призыва объединиться и защи­тить Русь. Все "Слово о полку Игореве" проникнуто пафосом защиты родины, объединения Русской земли.

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила от Русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололе­дица помешала его конному войску подоспеть вовремя. По-1

149

видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не уда­лось доказать свою преданность союзу русских князей про­тив половцев, его могли заподозрить в умышленном уклоне­нии от участия в походе. Вот почему в 1185 году Игорь отправился в поход против половцев со своими союзниками без уговора с киевским князем Святославом. Его планы про­стирались очень далеко — он надеялся отвоевать у половцев утраченную Тмутаракань.

Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отва­гой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали рус­ские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в пле­ну. Впервые русское войско потерпело такое страшное пора­жение.

Поражение войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий — русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину до­бычей алчных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских князей. Как подлинный вырази­тель интересов всего населения Руси, страдавшего от раздо­ров князей и нашествий половцев, он призывает прекратить междоусобные войны и объединиться против внешних вра­гов. Эта мысль — единение русских против общих врагов — является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор "Слова" видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в княжеских распрях, которые разоряют родную землю.

Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, где Свя­тославу снится зловещий и непонятный сон. Бояре объяс­няют Святославу, что сон этот сбылся: Игорь, князь

150

новгород-северский, потерпел страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит "зо­лотое слово", в котором упрекает Игоря и его брата Все­волода за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни самонадеянно пошли на половцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор "Слова" напоминает им, как они сильны, как сильна их дружина, и просит "вступить в стремя" за землю Русскую, он видит русских князей могущественными и славными. Но вот гневная нота в голосе автора сменяется нежной и лириче­ской: он вспоминает юную жену Игоря, Ярославну, и приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу. Она тоскует и умоляет их о возвращении мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны "прыснуло море в полночь, закрути­лись смерчи на море": Игорь бежал из плена. Описание побега Игоря — одно из самых поэтических мест в "Слове". Заканчивается произведение радостно - возвращением Игоря и пением ему славы при въезде в Киев.

Автор "Слова" одним из первых стал использовать мно­гие литературные приемы, он применял разнообразные ху­дожественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты, контрасты, олицетворения. А какие картины природы вводит автор в произведение! Вообще, в летописях того времени если и встречалось описание при­роды, то это был неподвижный, мертвый пейзаж, кото­рый непосредственно связан с событиями, например, описа­ние местности, где происходило сражение. В "Слове" же природа просто оживает. Через природу автор доносит до нас настроение, атмосферу событий; природа оживляет строки повествования.

В основе силы и свежести человеческих чувств автора "Сло­ва" лежала его любовь к родной страдающей земле. Любовь к родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и формы поэмы.

Идее единения перед лицом страшной внешней опасно-

151

сти, т. е. перед нашествием кочевников, подчинено все содержание "Слова". Призыв к единению проникнут самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к роди­не. Чувство это пронизывает все произведение, оно покоряет и нас, современных читателей. Оно наполняет наши сердца печалью при описании поражения русского войска, гордо­стью за свою родину при описании силы и смелости ее защитников, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли.

Величайшая патриотическая поэма Древней Руси обрела огромную известность и популярность, выделилась из всех подобных произведений тех времен. Художественное своеоб­разие, необыкновенный поэтический язык "Слова", высокое мастерство автора сделали его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма и самой трепетной правды.