"Слово о полку игореве
"Слово о полку Игореве" — величайший памятник древнерусской литературы
В 80-х годах XII в. неизвестный нам автор создал величайшее произведение древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве".
Открытие и публикация в 1800 г. "Слова" сыграли важную роль в развитии всей русской литературы. Это произведение обозначило исторические дали отечественной художественной культуры, показало, что наша словесность является одной из древнейших в Европе, что произведения древнерусских писателей находятся в ряду виднейших памятников мировой литературы.
Интересы развивающегося древнерусского государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обличать распри и междоусобицы.
Многими чертами "Слово" связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки эпических приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью.
Летописи тех времен не блистали изяществом литератур-
148
ного языка. В них он был сух, документален, но ведь летописец и должен был рассказывать только то, что видел, без всяких искажений и прикрас — это было главное правило написания летописей. "Слово" ни на шаг не отступает от этого правила, наоборот, в нем события изложены правдивее, чем в других "свидетельствах истории". Безымянный автор сам указывает на то, что он не будет петь незаслуженную хвалу, как это делал Боян, знаменитый сказитель тех времен, да и как можно восхвалять, ведь поход, о котором идет речь, окончился неудачей!
Конкретная тема, которой посвящено "Слово о полку Иго-реве", — неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь нов-город-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабочен судьбой Русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Всеволодович, которому в "Слове" уделяется немало внимания, а русский народ, Русская земля.
Именно эта любовь к родине, к русским людям до предела усилила чувства автора, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она, любовь к родине, явилась вдохновительницей, определила выбор художественных средств в "Слове", усилила наблюдательность автора, вдохнула в него подлинное поэтическое воодушевление, придала высокую идейность его произведению.
В "Слове" нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход против половцев и поражение русского войска — для автора только повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь. Все "Слово о полку Игореве" проникнуто пафосом защиты родины, объединения Русской земли.
В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила от Русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску подоспеть вовремя. По-1
149
видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей против половцев, его могли заподозрить в умышленном уклонении от участия в походе. Вот почему в 1185 году Игорь отправился в поход против половцев со своими союзниками без уговора с киевским князем Святославом. Его планы простирались очень далеко — он надеялся отвоевать у половцев утраченную Тмутаракань.
Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену. Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.
Поражение войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий — русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину добычей алчных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских князей. Как подлинный выразитель интересов всего населения Руси, страдавшего от раздоров князей и нашествий половцев, он призывает прекратить междоусобные войны и объединиться против внешних врагов. Эта мысль — единение русских против общих врагов — является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор "Слова" видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в княжеских распрях, которые разоряют родную землю.
Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, где Святославу снится зловещий и непонятный сон. Бояре объясняют Святославу, что сон этот сбылся: Игорь, князь
150
новгород-северский, потерпел страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит "золотое слово", в котором упрекает Игоря и его брата Всеволода за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни самонадеянно пошли на половцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор "Слова" напоминает им, как они сильны, как сильна их дружина, и просит "вступить в стремя" за землю Русскую, он видит русских князей могущественными и славными. Но вот гневная нота в голосе автора сменяется нежной и лирической: он вспоминает юную жену Игоря, Ярославну, и приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу. Она тоскует и умоляет их о возвращении мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны "прыснуло море в полночь, закрутились смерчи на море": Игорь бежал из плена. Описание побега Игоря — одно из самых поэтических мест в "Слове". Заканчивается произведение радостно - возвращением Игоря и пением ему славы при въезде в Киев.
Автор "Слова" одним из первых стал использовать многие литературные приемы, он применял разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты, контрасты, олицетворения. А какие картины природы вводит автор в произведение! Вообще, в летописях того времени если и встречалось описание природы, то это был неподвижный, мертвый пейзаж, который непосредственно связан с событиями, например, описание местности, где происходило сражение. В "Слове" же природа просто оживает. Через природу автор доносит до нас настроение, атмосферу событий; природа оживляет строки повествования.
В основе силы и свежести человеческих чувств автора "Слова" лежала его любовь к родной страдающей земле. Любовь к родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и формы поэмы.
Идее единения перед лицом страшной внешней опасно-
151
сти, т. е. перед нашествием кочевников, подчинено все содержание "Слова". Призыв к единению проникнут самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине. Чувство это пронизывает все произведение, оно покоряет и нас, современных читателей. Оно наполняет наши сердца печалью при описании поражения русского войска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее защитников, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли.
Величайшая патриотическая поэма Древней Руси обрела огромную известность и популярность, выделилась из всех подобных произведений тех времен. Художественное своеобразие, необыкновенный поэтический язык "Слова", высокое мастерство автора сделали его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма и самой трепетной правды.
- 800 Современных сочинений
- Ростов-на-Дону Издательство пресс
- 5 Класс
- Иван андреевич крылов
- Волшебница-зима
- Евгений иванович носов Белый гусь
- Рудольф эрих распе Подвиги барона Мюнхгаузена
- Ханс кристиан андерсен
- Мамина ваза
- Мамина ваза
- Первый снег
- Лисенок
- Новогодняя ель
- Теленок Борька
- Мой день в школе
- Привет, Володя!
- Здравствуй, Илья!
- Помощники из шестого "б"
- Лучшие друзья
- Моя любимая песня
- Кем и каким быть?
- 6 Класс
- Песнь о вещем Олеге
- "Метель"
- Благородство против подлости
- Тема свободы и изгнания
- Из библии Трудно или легко делать добро?
- Гомер Героя Эллады в поэме "Илиада"
- Джонатан свифт
- Наша квартира
- Комната моей подруги
- Дыхание осени
- Летний день
- В. Васнецов. "Богатыри*'
- Горе-рыбак и рыбачка
- Удивительное — рядом
- Мой друг Алеша
- 7 Класс
- Смерть за честь
- Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
- Максим горький
- / Вариант
- II вариант
- Бедность не порок
- Джордж гордон байрон
- Человек и природа
- Эдгар по
- Вальтер скотт Мужественные герои в. Скотта
- О. Генри Бесценный дар
- Ярослав ивашкевич
- Джеймс олдридж "Последний дюйм"
- Портрет моей сестры
- Дом, в котором я хочу жить
- Мой папа за работой
- В, Пукирев. "Неравный брак"
- Помогите найти!
- Пропала собака
- Скворечник
- Как пекут куличи
- Кем быть?
- Перемена
- 8 Класс
- Романтический герой Мцыри
- Духовный мир Мцыри
- О времена, о нравы!
- Что такое хлестаковщина?
- Судьба поэта из народа в стихотворении н. А. Некрасова
- Антон павлович чехов
- Александр грин Мечта — могучая творящая сила
- "Теркин — кто же он такой?"
- Подвиг царевича Рамы
- Уильям шекспир
- Стендаль Кто достоин любви?
- Проспер мериме Отзыв о новелле п. Мериме "Маттео Фальконе"
- Герберт джордж уэллс Реальность чуда
- II вариант
- Безумен ли фонарщик?
- Памятник Кобзарю в Харькове
- О чем рассказала бабушка
- Мои школьные товарищи
- Последний звонок
- 9 Класс
- "Слово о полку игореве
- Изображение природы автором "Слова о полку Игореве"
- 6. Boo совр. Соч. Во рус. И мир. Лит. 5- 11 кл. •
- Скоты, владеющие людьми
- Сын, достойный своей матери
- Мое отношение к Ленскому
- Онегин и Татьяна
- "Он весь — дитя добра и света"
- "На что он руку поднимал..."
- Поместье и его владелец
- Данте алигьери
- Высокая тайна любви
- Уильям шекспир Вечные трагедии человечества
- Жан батист мольер
- Иоганн вольфганг гете
- Фридрих шиллер
- Джордж гордон байрон
- Амадей гофман
- Виктор гюго
- Образ Собора
- Только в труде велик человек
- Взрослый мир для тебя
- В чем заключается счастье?
- Что такое счастье?
- Сегодня — воскресенье
- Люди в белых халатах
- Моя любимаякяига
- 10 Класс
- И. А, гончаров
- Обломов и обломовщина
- Диван — трон Обломова
- А. Н. Островский
- Красота души Катерины
- Душевная драма Катерины
- И. С. Тургенев
- Давайте поспорим, Базаров!
- Ф. И. Тютчев Поэт гармонии и красоты
- 12. 800 Еовр. Соч. По рус и мир. Лит, 5-11 кл.
- Н. А. Некрасов
- М. Е. Салтыков-щедрин Порок под личиной добродетели
- II вариант
- Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" а. С. Пушкина и Раскольникова — в "Преступлении и наказании"
- Л. Н. Толстой
- Духовное становление личности
- Наташа Ростова — самый обаятельный
- "Война мир"
- Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского
- Любимая героиня Толстого
- Стендаль
- Губительная власть денег
- Гюстав флобер
- "Пышка"
- Чарлз диккенс Судьба Оливера Твиста
- Энциклопедия жизни индейцев
- Эдгар по "Черный кот"
- Генрик ибсен
- О. Генри
- "Любовью дорожить умейте"
- Грех и добродетель людская
- Природа и человек
- Так что есть красота?..
- 11 Класс
- А. И. Куприн
- Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб
- Письмо литературному герою
- / Вариант
- // Вариант
- III вариант
- Открытие любви
- Что может человек
- Н. С. Гумилев
- И. Северянин
- А. А. Блок
- "Предчувствую Тебя..."
- Тема родины и природы в творчестве с. А. Есенина
- Певец от народа и для народа
- Разноликость поэзии с. Есенина
- За что можно любить Родину?
- В, в. Маяковский
- "Навеки любовью ранен"
- Маяковский-лирик
- М. И. Цветаева
- Роковые эксперименты
- Мастер и Маргарита
- А. П. Платонов
- Е. И. Замятин
- М. А. Шолохов
- Н. А. Заболоцкий Так что есть красота?
- А. А. Ахматова
- Мир поэзии Анны Ахматовой
- Поэзия Анны Ахматовой
- О. Э. Мандельштам
- М.М.Пришвин
- Единство человека и природы
- Б. Л. Пастернак
- А. Т. Твардовский
- А. И. Солженицын "Палачи и жертвы"
- Не стоит земля без праведника
- В. П. Астафьев Человек и биосфера
- В. Г. Распутин Зачем живет человек?
- В. М. Шукшин "Нравственность — есть правда"
- Вера в гуманные начала жизни
- А. Г. Алексин "Безумная Евдокия"
- И. А. Бродский Лирика Иосифа Бродского
- Поющий поэт Юрий Визбор
- В. С. Высоцкий Мой любимый поэт
- Оскар уайльд
- Джек лондон
- О. Генри
- Теодор драйзер Счастье Керри
- Бернард шоу
- Судьба Элизы Дулиттл
- Франц кафка
- Эрнест хемингуэй "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения"
- Альбер камю
- Когда перевернута последняя страница романа
- "Над пропастью во ржи"
- Джордж оруэлл
- Рей брэдбери
- Генрих бёлль Изнанка послевоенной Германии
- Франсуаза саган Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века
- Перевернув последнюю страницу лирического романа ф. Саган "Здравствуй, грусть"
- Особенности японской лирики
- Подвиг народа бессмертен
- II вариант
- III вариант
- Я исповедую Гамлета
- "Слово: мудрое, чистое, родное"
- Люди в белых халатах
- Зачем мне жизнь дана?
- Мой друг заболел спиДом...
- Вечный спор добра и зла
- Народ и труд
- О любви
- Я и телевизор
- О смысле жизни
- "Жизнь и судьба"
- Содержание
- 5 Класс сочинения по русской литературе 6
- 6 Класс
- 7 Класс сочинения по русской литературе 52
- 9 Класс сочинения по русской литературе 148
- 10 Класс
- 800 Современных сочинений по русской и мировой литературе