logo
800_soch_5-11class_2003

Фридрих шиллер

Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера "Разбойники"

Как-то Фридрих Шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. Для этого нужно закрыть свое сердце для слабости. Глубина данного изречения становится более прозрачной, если всматриваться в образ немецкого поэта-романтика Фридриха Шиллера. Он был известным гумани­стом, много думал над смыслом человеческой жизни. Совре­менники Шиллера полностью утратили искренность и от­крытость в отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не друзей, а почти врагов. Шиллер был против расцвета такого кричащего индивиду­ализма и неверия.

Драма "Разбойники" — это первое драматическое произ­ведение Шиллера. Юному гению удалось создать очень ин­тересную пьесу, которая и сегодня актуальна. В драме показано противостояние сыновей графа Моора - Франца и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл — воплощение ро-

279

мантического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением отно­сится к лицемерам, которые льстят могущественным влас­тителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Моор говорит так: "Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом". Но в глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Узнав, что граф Моор лишает его отцовского наследства, Карл впадает в отчаяние и воспринимает эту личную обиду как очередное проявление всеобщей неспра­ведливости. Юноша покидает общество, скрывается в Богем­ском лесу и становится главарем разбойников. Карл Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным. Поведение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных разбойниках.

Франц Моор, брат Карла, придерживается других принци­пов. Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, ци­ника, лишенного чести и совести. Именно Франц был причи­ной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата, имея две тайные цели: заполучить все от­цовское имущество и жениться на невесте Карла. Цель жиз­ни Франца — удовлетворение своих желаний. Этот человек считает, что честность — удел бедных. Франц Моор жаждет денег и власти, считая, что нет препятствий для достижения этих целей. При необходимости он готов родного отца обречь на голодную смерть. Но в каждом проступке скрывается наказание. Франца начинают преследовать страшные виде­ния, которые становятся расплатой за жестокость и преступ­ление. Франц Моор не может пережить мук совести. Стра­шась неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. Может показаться, что жизненная философия Карла побе­дила, но это не совсем так.

В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые со­мнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства

280

не существует. Наконец он видит, что разбойники корысто­любивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям.

Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серьезный воп­рос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. Драма­тург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. В драме "Разбой­ники" Шиллер продемонстрировал резкое противоречие меж­ду неотъемлемым правом каждого человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. Это противоре­чие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это проти­воречие неразрешимо.