logo
800_soch_5-11class_2003

Данте алигьери

"Любовь, что движет солнце и светила"

(По поэме Данте Алигьери "Божественная комедия")

Приблизительно в середине XII века в Европе постепенно набирает силу новое культурное движение - Возрождение, или Ренессанс. У первоистоков этого движения стоял Данте Алигьери. Некоторые историки литературы считают его од­новременно и представителем средневековья, и первым из титанов эпохи Возрождения.

У неподготовленного читателя может возникнуть вопрос: почему это величественное, но не развлекательное произведе­ние названо "комедией"? Ответ прост. Во времена Данте коме­дией называли не только смешное, но и вообще любое драма­тическое зрелище.

"Божественная комедия" является необычайно гармонич­ным творением. Поэтика его до сих пор с технической . точки зрения считается непревзойденной. "Божественная комедия" состоит из трех частей — "Ад", "Чистилище" и "Рай". Главным действующим лицом "комедии" являются сам Данте и его проводник Вергилий - древнеримский поэт, которого причисляют к одним из первых язычников, принявших христианскую идею. Мечтой великого ита­льянца было повести всех обездоленных к счастью. Сделать это Данте решил на собственном примере. Он проводит своих героев и читателя через все круги Ада, через Чисти­лище к Раю, Автор этим продемонстрировал путь для всего человечества к спасению души. Для понимания смысла "Божественной комедии" важно то, что Данте высвечивает в ней глубинный смысл бытия, его трехслойный состав: личную жизненную драму, мир природы, историю человече-

269

ства. Таким образом автор обращался не только к совре­менникам, но и к отдельным потомкам. Путешествие по запредельному миру начинается с Ада. Сначала Данте опи­сывает мрачный лес, который ассоциируется у него с тог­дашней Италией. Главной бедой своих современников Дан­те считал эгоизм, гордость, склонность к насилию, чрезмер­ную привязанность к земным утехам. Три зверя — пантера, лев и волчица, которые появляются перед ним, последова­тельно символизируют человеческие пороки.

Одной из вершин мировой литературы считается описание девяти кругов Ада. Над адскими воротами — мрачная над­пись:

"Ничто не вечно, я же на века. Оставь надежду, всяк сюда сходящий".

Эти строки напоминают о том, что человеческая жизнь, лишенная всех надежд, превращается в настоящий ад. Данте неоднократно подчеркивает, что чем глубже грех проникает в человеческую душу, тем страшнее наказание, ожидающее ее. Поэтому в первом круге Ада находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, во втором — нарушители супружеской верности, в третьем — чревоугод­ники, в четвертом — скряги и растратчики, в пятом — гневливцы, в шестом — еретики, в седьмом — насильники, в восьмом - обманщики, сводники, соблазнители, льстецы, святотатцы, колдуны, взяточники, лицемеры, лукавые совет­ники, приспешники разврата, делатели фальшивых метал­лов, людей, денег и слов, в девятом — все предатели во главе с Иудой, Брутом и Кассием. Данте считает, что человек, который в своих поступках не руководствуется верой, на­деждой и любовью, бросает себя в ад еще при земной жизни. После Ада дорога Данте лежит через Чистилище. Там он поднимается на гору и находит то, что утратило человече­ство, то есть совесть и свободу воли.

Третья часть "Божественной комедии" открывает читате­лю новый мир, исполненный красоты и добра. На берегах Святосияющей реки пламенеют огненные цветы — души пра-

270

ведников. Выше находится престол Бога. Он словно охваты­вает всю Вселенную. Дальше душу ведет "любовь, что движет солнце и светила".

Данте приходит к пониманию того, что миром движет любовь. Именно она определяет гармонию мироздания.

Сам Данте считал "Божественную комедию" творением, освещенным высшим светом. Главной целью человечества, по мысли автора, является освобождение из цепей пороков, которое в конце концов приведет к полному слиянию человеческого и божественного начал в человеческой личности.

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА