logo
800_soch_5-11class_2003

Песнь о вещем Олеге

В старых русских летописях упоминается, что в Киеве пра­вил Олег. Он совершил удачные походы на Ц&рьград, в сторо­ну Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.

О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преда­ний. Народ воспевал его мудрость, .умение предсказывать бу­дущее, его талант великолепного военачальника, умного, бес­страшного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел под­виги князя Олега в "Песни о вещем Олеге". А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.

Пушкин любил и знал русскую историю, "предания ве­ков". В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересова­ла тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но сти­хотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверен­ность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

Волхвы не боятся могучих владык,

11

И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.

Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность минова­ла — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня:

Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала.

Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не рас­ставаться с ними при жизни.

Романтизм и ирония в "Повестях Белкина" А. С. Пушкина

"Повести покойного Ивана Петровича Белкина" состоят из 5 повестей: "Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станцион­ный смотритель", "Барышня-крестьянка". Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться.

"Повести Белкина" задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово "любовь". Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией развора­чивает сюжет таким образом, что главные герои "Повестей

28

Белкина" (кроме повести "Гробовщик") счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к кото­рым так стремились.

Пушкин высмеивает "романтические наклонности" своих героев, противопоставляет им здравый смысл, реальную жизнь со своими проблемами, своим сюжетом. Он разрешает баналь­ные конфликты неординарным, но вполне реальным ходом. От этого "Повести Белкина" имеют магнетическое влияние на читателя, который в начале повести может думать: "Хоро­шо, что я не на его (ее) месте", а в конце истории: "А как бы я поступил(а) на месте героя?"

В "Повестях Белкина" есть мрачное предсказание неразре­шимости ситуации, печального ее конца. Но стремление геро­ев жить так, как они хотят, пусть даже это будут хлопотные будни, вселяют надежду на то, что каждый герой — творец своего счастья.

Что принесла метель героям повести А. С. Пушкина