Давайте поспорим, Базаров!
(По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети")
Я ничьих мнений не разделяю — я имею свои.
И. С. Тургенев
"...Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешние времена полезнее всего отрицание — мы отрицаем".
340
Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто этот человек, который может так уверенно говорить?
Передо мной роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества — либералами и демократами. Роман в целом и главный герой — демократ-разночинец Базаров — явились, по определению самого автора, "выражением новейшей нашей современности". Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить.
Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа - Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.
Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели.
Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него "отроду лишней копейки не взяли". Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.
Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия.
Опыт — вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение — последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: "Аристократизм... либерализм... сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны". Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, ли-
341
шенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: "Шила в мешке не утаишь", "Бабушка надвое сказала". Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек.
И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете?
Вы сами ответили на этот вопрос: "Все!" А что "все"? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права — это похвально. Отрицание всего того, что порождено "безобразным состоянием общества", — народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами Тургенева, если вы называетесь нигилистом, "следует читать революционером".
А дальше? Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете "белибердой", "непростительной дурью". Как же вы заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь любви. Я могу привести вам в доказательство множество высказываний великих людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу... "Кто не знал любви, тот все равно, что не жил" (Мольер). "Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого" (Д. И. Писарев).
А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: "свободно мыслят между женщинами только уроды". И именно поэтому вы уже не хотели допустить свободы мысли в женщинах.
Я долго раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: "так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились". Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что боялись чувства любви, так внезапно захлестнувшего
342
вас. Конечно, вы, Евгений, человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.
Не согласна с вашим отношением к искусству: "Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше". Как вы можете так думать!
Творениями русских художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются люди всего мира. Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое время, когда искусство не было достоянием народа. И увлечься им, по-вашему, это значит "отойти от дела". Но вы неправы. "Искусство — это самая большая радость, которую человек доставляет самому себе", — сказал Писарев. Очень жаль, что вы не успели это понять. Вы, Евгений, материалист. Но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма.
Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что "у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены",. В этом ваша большая ошибка.
Природа... С одной стороны, вы, как человек, увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее. А с другой... "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Что ж, вроде бы правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы, заставить их работать на себя. Но в то же время, как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение.
Непонятно мне ваше отношение к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно подумать, будто они вам безразличны. Наверное, под влиянием настроения. Вы ведь сами гордитесь тем, что ваш "дед землю пахал". Почему же в ваших взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что "время Базаровых еще не пришло". И все-таки я еще раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением.
343
С болью читала я строки романа, из которых узнала о вашей нелегкой смерти. Конечно, вам хотелось жить. Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к той нелепой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней минуты вы остались верным себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной, несмотря на ваши заблуждения и ошибки.
Страстное, грозное, бунтующее сердце
(По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети)
Перед ним преклониться не стыдно...
Н. Некрасов
Жизнь И. С. Тургенева, знаменитого русского писателя, проходила в одну из самых насыщенных эпох в жизни России. Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца — разночинца-демократа, человека дела, стремящегося к борьбе во имя изменения общественного строя России. Образ, воплотивший в себе все эти черты, создал И. С. Тургенев в своем романе "Отцы и дети".
В главном герое - Базарове - Тургеневым многое подмечено исторически точно. Базаров умен — характерная черта разночинца-демократа. Он просвещен в области медицины, химии, физики, анатомии, зоологии. Просвещенность Базарова во многом революционна. Базаров стремится все подчинить труду. Даже природу он понимает по-своему. Она для него не предмет созерцания, а мастерская.
Борьба без труда, как и труд без борьбы, не мыслится Базарову. Человек должен гордиться своим трудом. "Мой дед землю пахал", - говорит Евгений, не стыдясь, а, наоборот, гордясь своим плебейским происхождением. Все, чем живет Базаров, чем дышит и над чем размышляет, — все это дали ему
344
борьба, труд, земля, на которой родился Евгений, народ, его воспитавший.
Идейная убежденность Базарова, его страстность борца и бунтарская натура во многом проверяется в полемике главного героя с представителем реакционного лагеря "отцов", защит -ником устоев дворянско-крепостнического строя Павлом Петровичем Кирсановым. Он "нигилист", — так назвал Базарова Аркадий. Именно эти слова возбудили непримиримый спор между старым и новым, между "отцами" и "детьми". Кирсанов увидел в "нигилисте" врага, причем опасного. Кирсанов только ждет момента, чтобы наброситься на Евгения. Но Базаров спокоен. Его речь решительна, фразы точны и вески. Немногословный Базаров побеждает "отцов" своей передовой идеологией, своим талантом вести полемику, показывая противнику в своей речи такую твердость и решительность, какая свой-ственналишь дерзающему и мыслящему человеку.
Базаров стремится найти в своей борьбе единомышленника. Он хочет свои мысли передать Аркадию, однако понимает, что его друг — "птенец", в котором уже слишком глубоко пустила корни идеология "отцов". Однако несмышленость друга не слишком удручает Базарова. Базаров — человек мысли. Он всегда уверен в своих силах, в своей правоте, в силе своих доводов. Базаров не просто отрицает, он еще видит в своем отрицании способ борьбы, и способ верный.
Характерно отношение Базарова к народу. Для него народ не только сеятель и хранитель земли, а еще и созидатель, творец, ваятель всех богатств, которыми владеет человечество. Народ для Евгения — друг. "Ну, что, приятель, заждался меня..." — ласково обращается Базаров к крестьянину. Хотя крестьяне считают Базарова странным, он все же для них "свой". Базаров родился на земле, что взлелеяна руками крестьян. Может, от него, от своего народа и получил в наследство Евгений страстное и бунтарское сердце.
Базаров — любящий, уважающий сын. Родители очень любят Евгения, он у них единственный. Родители героя набожны. Однако, отрицая религию вообще, Базаров не отрицает ее в своих родителях. Родители, мать особенно — самое святое для человека. Поэтому Евгений любит и уважает своих родителей. И в этом — пример многим нашим современникам.
345
Своеобразно отношение Базарова к женщине. "Базаров при всем своем нигилизме любил хорошеньких женщин, но любовь, уже следуя своим принципам, отрицал". "Белиберда и болезнь" - вот что такое любовь по разумению Базарова. Однако Одинцову Базаров полюбил страстно. И полюбил потому, что в ней увидел идеал женщины, идеал неординарной, мыслящей личности. Базаров'понял, что он не один. Значит, действительно, есть в России люди, честь и правда, борьба и труд для которых — главное в жизни.
Мечта Базарова сбылась. И мы - этому живые свидетели. Мы живем в обществе, где, как мечтал Базаров, будут царствовать демократия, равноправие, счастье и труд. Образ Базарова обладает огромной нравственной силой: в нем мы видим утверждение идей справедливости и добра.
И думается, что Евгений Базаров, будет для молодежи примером беззаветного служения своему народу и Отечеству.
- 800 Современных сочинений
- Ростов-на-Дону Издательство пресс
- 5 Класс
- Иван андреевич крылов
- Волшебница-зима
- Евгений иванович носов Белый гусь
- Рудольф эрих распе Подвиги барона Мюнхгаузена
- Ханс кристиан андерсен
- Мамина ваза
- Мамина ваза
- Первый снег
- Лисенок
- Новогодняя ель
- Теленок Борька
- Мой день в школе
- Привет, Володя!
- Здравствуй, Илья!
- Помощники из шестого "б"
- Лучшие друзья
- Моя любимая песня
- Кем и каким быть?
- 6 Класс
- Песнь о вещем Олеге
- "Метель"
- Благородство против подлости
- Тема свободы и изгнания
- Из библии Трудно или легко делать добро?
- Гомер Героя Эллады в поэме "Илиада"
- Джонатан свифт
- Наша квартира
- Комната моей подруги
- Дыхание осени
- Летний день
- В. Васнецов. "Богатыри*'
- Горе-рыбак и рыбачка
- Удивительное — рядом
- Мой друг Алеша
- 7 Класс
- Смерть за честь
- Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
- Максим горький
- / Вариант
- II вариант
- Бедность не порок
- Джордж гордон байрон
- Человек и природа
- Эдгар по
- Вальтер скотт Мужественные герои в. Скотта
- О. Генри Бесценный дар
- Ярослав ивашкевич
- Джеймс олдридж "Последний дюйм"
- Портрет моей сестры
- Дом, в котором я хочу жить
- Мой папа за работой
- В, Пукирев. "Неравный брак"
- Помогите найти!
- Пропала собака
- Скворечник
- Как пекут куличи
- Кем быть?
- Перемена
- 8 Класс
- Романтический герой Мцыри
- Духовный мир Мцыри
- О времена, о нравы!
- Что такое хлестаковщина?
- Судьба поэта из народа в стихотворении н. А. Некрасова
- Антон павлович чехов
- Александр грин Мечта — могучая творящая сила
- "Теркин — кто же он такой?"
- Подвиг царевича Рамы
- Уильям шекспир
- Стендаль Кто достоин любви?
- Проспер мериме Отзыв о новелле п. Мериме "Маттео Фальконе"
- Герберт джордж уэллс Реальность чуда
- II вариант
- Безумен ли фонарщик?
- Памятник Кобзарю в Харькове
- О чем рассказала бабушка
- Мои школьные товарищи
- Последний звонок
- 9 Класс
- "Слово о полку игореве
- Изображение природы автором "Слова о полку Игореве"
- 6. Boo совр. Соч. Во рус. И мир. Лит. 5- 11 кл. •
- Скоты, владеющие людьми
- Сын, достойный своей матери
- Мое отношение к Ленскому
- Онегин и Татьяна
- "Он весь — дитя добра и света"
- "На что он руку поднимал..."
- Поместье и его владелец
- Данте алигьери
- Высокая тайна любви
- Уильям шекспир Вечные трагедии человечества
- Жан батист мольер
- Иоганн вольфганг гете
- Фридрих шиллер
- Джордж гордон байрон
- Амадей гофман
- Виктор гюго
- Образ Собора
- Только в труде велик человек
- Взрослый мир для тебя
- В чем заключается счастье?
- Что такое счастье?
- Сегодня — воскресенье
- Люди в белых халатах
- Моя любимаякяига
- 10 Класс
- И. А, гончаров
- Обломов и обломовщина
- Диван — трон Обломова
- А. Н. Островский
- Красота души Катерины
- Душевная драма Катерины
- И. С. Тургенев
- Давайте поспорим, Базаров!
- Ф. И. Тютчев Поэт гармонии и красоты
- 12. 800 Еовр. Соч. По рус и мир. Лит, 5-11 кл.
- Н. А. Некрасов
- М. Е. Салтыков-щедрин Порок под личиной добродетели
- II вариант
- Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" а. С. Пушкина и Раскольникова — в "Преступлении и наказании"
- Л. Н. Толстой
- Духовное становление личности
- Наташа Ростова — самый обаятельный
- "Война мир"
- Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского
- Любимая героиня Толстого
- Стендаль
- Губительная власть денег
- Гюстав флобер
- "Пышка"
- Чарлз диккенс Судьба Оливера Твиста
- Энциклопедия жизни индейцев
- Эдгар по "Черный кот"
- Генрик ибсен
- О. Генри
- "Любовью дорожить умейте"
- Грех и добродетель людская
- Природа и человек
- Так что есть красота?..
- 11 Класс
- А. И. Куприн
- Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб
- Письмо литературному герою
- / Вариант
- // Вариант
- III вариант
- Открытие любви
- Что может человек
- Н. С. Гумилев
- И. Северянин
- А. А. Блок
- "Предчувствую Тебя..."
- Тема родины и природы в творчестве с. А. Есенина
- Певец от народа и для народа
- Разноликость поэзии с. Есенина
- За что можно любить Родину?
- В, в. Маяковский
- "Навеки любовью ранен"
- Маяковский-лирик
- М. И. Цветаева
- Роковые эксперименты
- Мастер и Маргарита
- А. П. Платонов
- Е. И. Замятин
- М. А. Шолохов
- Н. А. Заболоцкий Так что есть красота?
- А. А. Ахматова
- Мир поэзии Анны Ахматовой
- Поэзия Анны Ахматовой
- О. Э. Мандельштам
- М.М.Пришвин
- Единство человека и природы
- Б. Л. Пастернак
- А. Т. Твардовский
- А. И. Солженицын "Палачи и жертвы"
- Не стоит земля без праведника
- В. П. Астафьев Человек и биосфера
- В. Г. Распутин Зачем живет человек?
- В. М. Шукшин "Нравственность — есть правда"
- Вера в гуманные начала жизни
- А. Г. Алексин "Безумная Евдокия"
- И. А. Бродский Лирика Иосифа Бродского
- Поющий поэт Юрий Визбор
- В. С. Высоцкий Мой любимый поэт
- Оскар уайльд
- Джек лондон
- О. Генри
- Теодор драйзер Счастье Керри
- Бернард шоу
- Судьба Элизы Дулиттл
- Франц кафка
- Эрнест хемингуэй "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения"
- Альбер камю
- Когда перевернута последняя страница романа
- "Над пропастью во ржи"
- Джордж оруэлл
- Рей брэдбери
- Генрих бёлль Изнанка послевоенной Германии
- Франсуаза саган Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века
- Перевернув последнюю страницу лирического романа ф. Саган "Здравствуй, грусть"
- Особенности японской лирики
- Подвиг народа бессмертен
- II вариант
- III вариант
- Я исповедую Гамлета
- "Слово: мудрое, чистое, родное"
- Люди в белых халатах
- Зачем мне жизнь дана?
- Мой друг заболел спиДом...
- Вечный спор добра и зла
- Народ и труд
- О любви
- Я и телевизор
- О смысле жизни
- "Жизнь и судьба"
- Содержание
- 5 Класс сочинения по русской литературе 6
- 6 Класс
- 7 Класс сочинения по русской литературе 52
- 9 Класс сочинения по русской литературе 148
- 10 Класс
- 800 Современных сочинений по русской и мировой литературе