logo
800_soch_5-11class_2003

Певец от народа и для народа

Сергей Есенин — выдающийся русский поэт, неповтори­мый талант которого признан всеми. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка которых согрета

578

чувством безграничной любви к родной земле, родному наро­ду. "Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве".

Есенин для меня — это любовь, природа, песня, это сила и нежность, это зеркальное отражение нашей славянской души, это суть нашей жизни.

Очень рано ушел из жизни певец "страны березового ситца", а стихи его все звучат. То светлые и чистые, как родник, то печальные и одинокие, то звонкие и задорные, то задумчивые и грустные. Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав, лирические раздумья поэта не оставят безучастным никого, кто хоть раз прочтет стихи Есенина. Без него я не мыслю себе России. Сама рязанская земля родила такого гения, подняла его из глубин народной жизни. Именно здесь, на рязанской земле, он впервые увидел и костер зари, и серебристую луну, и шелест тростника, и необыкновенную небесную синь, и голубую гладь озер. Нет, я думаю, на свете человека, который бы не знал и не любил Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотво­ренности, умиляют до слез.

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочекмаленький матке Зеленое вымя сосет.

Есенин — истинно народный поэт. Но при всей воздушно­сти и певучести есенинских стихов, при всей их мелодичности нельзя сказать, что он "простой" для понимания поэт. Есе­нинский лиризм пленяет меня; в его стихах все время меня­ются краски, звуки, они овеяны дыханием природы и радост­ным душевным настроем поэта.

Толъкоя в эту цветъ, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не смогу пожелать, \

Все, как есть, без конца принимая.

579

Пейзажная лирика проникнута радостными и грустными тонами, поэт передает нам свои чувства: он терпит, негодует и живет светлыми надеждами. Есенин смотрит на природу глазами художника, под его пером на листе бумаги ожива­ют необычайные и выразительные картины природы. Перед нами вырисовываются безбрежные облака, благоухающие цветы, дым белых яблонь. Мы слышим приятные сердцу звуки: "ручей волной гремучею песенки поет", "звенят род­ные степи ковылем", "звенит придорожными травами от озер водяной ветерок". Природа у него приобретает черты чело­века, который разделяет радости и боли лирического героя, живет с ним одним дыханием. Поэтому такая одухотворен­ность в образах: "словно белой косынкой повязалась сосна", "пригорюнились девушки-ели", "изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины". У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина.

Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное -Дышит запахом меда и роз.

Нежно и заботливо природа лечит людские души, сни­мает напряжение после рабочего дня. Стихи о природе звучат, как музыка, успокаивают и утешают, когда мне очень трудно.

В сутолоке повседневной жизни, в ее безграничной пробле­матичности мы теряем что-то возвышенное, духовное. Мате­риальные проблемы пригвоздили людей к земле, подрезали крылья и кажется — больше не взлететь, не парить над зем­лей... Но в руках снова оказывается томик чудодейственных стихов. Есенин как будто останавливает нас: посмотрите вокруг себя, послушайте шум ветра в дубравах, шелест травы на лугах, голос речной волны...

И снова я плыву, лечу куда-то

Под гипнотическими чарами любви...

580

И осознаю, в который уже раз, что Есенин — певец от Бога, от народа и для народа. И вчера, и сегодня, и всегда — "Есенина поют"...

'Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу"

Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Тот, кто виделхотъ однажды Этот 'край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать.

С. Есенин

В настоящей поэзии всегда есть какая-то неожиданность, поэтическое открытие, самобытное, неповторимое мироощуще­ние живой ищущей души. Такая поэзия всегда сближает, объ­единяет людей, и каждый из нас, таких разных, чувствует в ней что-то свое.

Стихи Сергея Есенина, мне кажется, не оставляют равно­душным никого, их можно услышать из уст самых разных людей, иногда — тех, от кого этого совершенно не ждешь. Наверное, потому, что они затрагивают все самое чистое, ис­креннее, детское и тайное, что есть в каждом из нас. Слова "любовь к родине", "родная природа" настолько затерты, что уже почти не воспринимаются, но когда читаешь Есенина, с них как бы спадает шелуха, и заново чувствуешь боль и ка­кую-то печальную нежность:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

...Уж не сказ ли в прутнике

581

Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?

Его стихи, особенно ранние, по своему языку, образному строю, настроению напоминают народные песни. Сергей Есе­нин был сыном рязанского крестьянина, и мир "золотой бревенчатой избы" с детства был ему родным. В этом мире все слито воедино: труд, праздник, вера и быт — все пре­вращено в бытие, и все одухотворено, полно теплоты и радости жизни:

Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.

Есенин, влюбленный в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы, чувствовал, как и крестьянин, живущий на земле, что связан с ней кровными узами. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и бабушкиных сказках, у изб, деревьев, цветов, лошадей, ветров — чуткие человеческие души.

. О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины... ...Тихо в чаще можжевеля по обрыву Осень рыжая кобыла — чешет гриву...

582

Удивительно по неожиданности, свежести взгляда и неж­ности одно из первых есенинских стихотворений:

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.

Деревья у него превращаются в зверей, а его звери — это "меньшие наши братья", у которых тоже свои думы и заботы, радости и страдания. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит "грусть соломенную", кош­ка у окна ловит лапой луну, "по-байроновски"...собачонка встречает лаем у ворот". А как необычна его знаменитая "Песнь о собаке":

...покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег.

Никто до Есенина не писал о животных с такой нежнос­тью и состраданием.

М. Горький сказал о нем: "Сергей Есенин не столько че­ловек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которого — более всего — заслуживает человек".

И когда Есенин говорит о родине, Руси, то кажется, что это все о том же — обо "всем живом", о скоротечности и радости жизни.

Образ родины, России складывается из мелких штрихов-черточек: "березовое молоко по равнине", "хаты — в ризах образа", дед "с берестяной клюкой" и святой Микола, "в лапо-точках" обходящий русский край, босяк-бродяга, что идет "проселочной дорогой, молясь на копны и стога".

Может быть, такая Русь выглядит слишком благостной и смиренной, но поэту дорог этот ее облик:

Если крикнет рать святая: "Кинъты Русь, живи в раю!"

583

Я скажу: "Ненадо рая, Дайте родину мою".

И в то же время Есенин, пристально вглядываясь в лицо родной земли, все острее сознает ее заброшенность и заби­тость, и в стихах все отчетливей проступает грусть и смутная бродяжья тоска:

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором.

Лмесяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам,

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Эта печаль, то светлая, умиротворенная, то мучительная, навсегда осталась в его стихах о России. Вся его поэзия стала признанием в любви к родине, щемящей и нежной песней о ней.

В 1917 году в есенинскую поэзию врывается "ветер рево­люции", и поэт приветствует его, приветствует новую Русь — "буйственную", "отчалившую", "воспрянувшую". Он ждал от революции осуществления мечты о "мужицком рае", вольной, сытой, счастливой жизни на земле. Но потом пришли страш­ные 1919—1920 годы.

В одном из писем Есенин писал: "Трогает меня... только грусть за уходящее милое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как жи­вого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал". Наглядным дорогим образом вымирающей деревни стал для Есенина маленький "красногривый жеребенок", взду­мавший догнать поезд:

Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужелъ он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

584

За разорением деревенской "голубой Руси" Есенин уви­дел и почувствовал разрушение гармонии с природой, той почвы, из которой выросла вся национальная русская куль­тура.

На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить, Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справлял плач. Скоро, скоро часы деревянные Прокричат мой двенадцатый час!

Он искренне пытался принять новую, советскую индустри­альную Россию, винил себя в том, что "юность светлую мою в борьбе других я не увидел", был готов, "задрав штаны, бежать за комсомолом". Об этом маленькие поэмы: "Возвращение на Родину", "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Русь со­ветская". И все же поэт чувствовал себя здесь уже чужим, бесполезным, выброшенным из жизни:

Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Он никого не упрекал в своей трагедии, был готов все принять и простить, но стать поэтом "социалистических пре­образований" просто не мог по своей сути:

Отдам всю душу октябрю и маю; Но только лиры милой не отдам... ...У вас иная жизнь, у вас другой напев, А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев...

585

И, уходя, он передал нам всю свою чистую, пронзительную, бесконечную любовь к "стране березового ситца", свою не­обыкновенную искренность и человечность.

Тема отчего дома в поэзии С. А. Есенина

Ой ты Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу...

С. Есенин

Сергей Есенин — великий русский поэт. Главная и определяющая черта его поэзии — народность. Ему не нужно было читать о социальных противоречиях деревни, ему не требовалось искать путь к народу, изучать и пости­гать его душу, потому что детство и юность он провел в родном рязанском селе Константинове. Он своими глазами видел нищету деревенской жизни, тяжелый и непосильный сельский труд, лишения и условия, в которых жили и работали крестьяне.

С раннего детства родная земля дала ему самое большое — народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, он увидел добро и зло, счастье и несчастье. Песни, поверья, частушки, сказания, которые он слышал в детстве, стали ос­новой и главным родником его творчества. Любовь к родной земле и ее вечно прекрасной природе была впитана Есени­ным с молоком матери. Природе, родине и отчему дому он посвятил большую часть своих произведений.

В деревне в те годы было очень трудно. Крестьяне много работали, выполняли непосильную работу. В стихотворении "Кузнец" поэт описывает тяжелую работу кузнеца в душной и угрюмой кузнице.

"И тяжел несносный жар" и "от шума в голове стоит угар". Наклоняясь к наковальне, он беспрерывно машет руками так, что "сетью красной рассыпаясь, вьются искры у лица". Крес­тьяне очень боялись засухи и, вздыхая, молились, чтобы дож­дик полил их рожь.

586

Лица пыльны, загорелы. Веки выглодала даль, И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль.

Да и в хатах "вьется сажа над заслонкою" и "тараканы лезут в лаз". Очень тяжело становится на душе, когда чита­ешь о реальной крестьянской жизни. Поэт говорит: "За тя­желой сохой эта доля дана".

Конечно, крестьянам было трудно, но разве можно оста­вить без внимания описание деревенских праздников, дере­венских гуляний, картины сказочной красоты природы, кра­соту людей труда. В одном из стихотворений поэт описывает воскресный деревенский базар:

Балаганы, пни и колья, Карусельный пересвист...

Вечерами можно услышать песни гусляра, "дремную пес­ню" рыбаков, песни девушек. В деревне "пахнет яблоком и медом", гудит "на лугах веселый пляс" и слышен звонкий "девичий смех". По дороге "скачет бешеная тройка на посе­лок в хоровод". У девушек — "красной рюшкою по белу сарафан на подоле", красивые вышитые платки, а у парней — алые кушаки и белые свитки.

Проводя свою жизнь среди природы, поэт внимательно изучал все окружающее: восход солнца, вечернюю зарю, леса, поля, цветы и многое другое. В стихотворениях описаны все времена года: "поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает", "осень — рыжая кобыла..." Поэт сравнивает природу с человеком: "ивы — кроткие монашки", "пригорюнились девушки-ели", "зеленая прическа, девическая грудь, о тонкая березка...". А сколько прекрасных строк посвятил Есенин своим любимым деревьям — символам России: "Белая березка под моим окном", "Клен ты мой опавший, клен заледенелый", "Сыплет черемуха снегом", "Черемуха душис­тая с весною расцвела".

Чтобы стихотворение было более красочным, он использу­ет цветовую символику, эпитеты, метафоры, сравнения: "на

587

ветке облака, как слива, златится спелая звезда", "золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде", "заря на кры­ше, как котенок, моет лапкой рот" и другие средства. Каждая строчка его стихотворений пронизана живой радостью и лю­бовью к милой родине, к отчему дому и поэтому не может не трогать наши сердца.

А сколько прекрасных слов сказано в его стихотворениях о животных. Он понимает их душу, для него кваканье лягу­шек - музыка. Некоторые из стихотворений он посвятил "братьям нашим меньшим": "Песнь о собаке", "Собаке Кача­лова", "Лисица", "Корова" и другие. Любовь к животным он сохранил на всю жизнь.

Поэзия Есенина всегда находила добрый отклик в душах людей. В наши дни мы являемся свидетелями его мировой славы, всенародной любви к нему. Сейчас его стихи переведе­ны на грузинский, белорусский, литовский, украинский и дру­гие языки. Его произведения используют композиторы, ху­дожники, драматурги. А почему нас так притягивает сила есенинской поэзии? Что делает его лирику близкой и дорогой для читателей? Конечно же, любовь к человеку, к родине, при­роде, отчему дому. Его произведения пробуждают в нас самые светлые чувства, и мы находим в его поэзии что-то близкое нашей душе.