logo
800_soch_5-11class_2003

Ф. И. Тютчев Поэт гармонии и красоты

Поэзия Тютчева - одно из драгоценнейших достояний рус­ской классической литературы. Поэзия Тютчева полна мысли, но он был прежде всего художником. Он страстно любил жизнь. Радостным приятием жизни наполнены стихи "Я помню вре­мя золотое", "Нет, моего к тебе пристрастья", "Еще земли печа­лен вид...", "Весна", "Весенние воды", "Весенняя гроза".

И в то же время именно природа, по мнению поэта, — высшее блаженство человека. Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. Поэт охотно прибегал к олицетворениям:

Не то, что мните вы, природа: , Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчева принято называть "певцом природы". Через об­ращение к ней нередко раскрывается мир человеческой души

346

во всем богатстве переживаний. Так, стихотворение "Фон­тан" выражает характерную для Тютчева мысль об одновре­менном величии и бессилии человеческого разума.

Тютчев во многом лирический поэт. Кроме великолепней­ших картин природы его перу принадлежит немало стихо­творений, посвященных высокому чувству любви к женщине.

Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.

Будучи некрасивым внешне, маленького роста, лысоватым, худощавым, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной роман­тической натурой. В его лучших лирических стихотворениях чувствуется невыразимая таинственность:

Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно чудесной, Когда их приподнимешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг...

В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным при­метам можно догадаться, к кому оно обращено;

Она сидела на полу И груду писем разбирала. И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала.

Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнес-тине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохра­нила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:

Любима ты, и так, как ты, любить -Нет, никому еще не удавалось!

347

;

О, господи!.. И это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось...

Пятнадцать лет длился "блаженно-роковой" роман Тютче­ва с Е. А. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной ли-рики. В него вошли такие стихотворения как "Предопределение", "О, не тревожь меняукорой справедливой...", "В разлуке есть высокое значенье...", "Последняя любовь".

Тютчев писал:

О, как убийственно мы любим... ... Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей/

Действительно, сам он стал причиной отторжения обще­ством его" возлюбленной: связь их считали порочной. Испы­тывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:

Чему молилась ты с любовью,

Что как святыню берегла, -Судьба людскому суесловъю На поруганье предала. Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей, И ты невольно постыдилась И тайн, и жертв, доступных ей...

Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Ка­жется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор под­водит итоги своего бытия. Но, наперекор болезням, старости, продолжают звучать ноты любви:

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.

348

Для меня поэзия Тютчева — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным. Его поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Тютчев научил меня заме­чать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.

А. А. ФЕТ

Мелодичность поэзии А. А. Фета

Поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лириче­ские миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги.

Поэт писал:

Язык душевной непогоды Был непонятен для меня.

Любовь для него — защита "от вечного плеска и шума жизни". В то же время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. "Серд­ца напрасную дрожь", "мед благовонный любовной радости и пленительных снов" "поэт-чародей", как себя называл Фет, живописал словами удивительной свежести и прозрачности. Пронизанная то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор "золотом вечным горит в пес-нопенье".

Еще одна тема лирики Фета — природа. "Стремясь от людей утаиться", он уходит в мир природы, стремится слить­ся с нею: "Меж теми звездами и мною какая-то связь родилась". ■

"Природы тайный соглядатай", он обладает острым поэтиче-

349

ским зрением и слухом: видит, как летящий "против бури" ворон "крылами машет тяжело", как "в росинке, чуть замет­ной", отражается солнце, слышит крики перепелов, треск ко­ростелей, "порывистые трели" соловья. Жизнь природы не была для него тайной, и на исходе своей жизни Фет имел право сказать о себе:

Покуда на груди земной ' Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни молодой Мне будет внятен отовсюду.

Он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук сво­им настроениям и чувствам, тонко ощущал прелести русской природы, любил красоту родного пейзажа.

Сын севера, люблю я шум

лесной

И зелени растительную

писал он в стихотворении "Италия". Италии он противо­поставляет свою северную родину, где "бархат степи зеленей" и где "смелей, и слаще, и задорней весенний свищет соловей". Замечательная пейзажная лирика Фета — лучшая часть его поэзии.

Бесспорным достоинством стихотворений Фета является их певучесть и музыкальность. Эту особенность его творче­ства отметил великий русский композитор П. И. Чайков­ский. "Можно сказать, — писал он, — что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело де­лает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант".

♦ ♦ ♦

350

Его я считаю мастером русского слова (По творчеству А. А. Фета)

...Россия может гордиться своими лириче­скими поэтами. Из ныне живущих первое ме­сто... принадлежит Фету...

Владимир Соловьев

Афанасий Фет... Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувство­вать красоту и благозвучность русского слова.

Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу "Шепот, робкое дыханье...", то почувствовала какое-то особое настрое­ние, прилив жизненной силы.

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья...

Именно это стихотворение стало "самым фетовским", свое­образным поэтическим "автопортретом". Ведь это просто чудо! Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые сле­дуют одно за другим.

В то же время предметным и вещественным стихотворе­ние не назовешь. Это и есть, может быть, самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они суще­ствуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главный смысл — между словами, за словами.

Именно за словами развивается и основная тема стихот­ворения: чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое:

Ряд волшебных изменений Милого лица,

351

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того — вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизною. Фет писал: "Под новизною я подразумеваю не но­вые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства". .

И вот читаем его стихотворение "Я пришел к тебе с приветом...":

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся...

Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Ведь началь­ная фраза фетовского стихотворения совсем неточная и даже не совсем правильная: "Я пришел к тебе с приветом, /Рассказать...". Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность создает не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему пришли. И это оказывает сильное художественное воздействие.

А как прекрасен его пейзаж! Перед нами предстает рус­ская весна:

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом.

Мы чувствуем, как радуется приходу весны поэт, как вол­нуется и блаженствует его душа.

352

Сколько голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчел сливают­ся в радостную музыку. Строчки Фета вбирают ее в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Даже у ночной тишины есть своя музыка:

Ночь нема, как дух бесплотный, Теплый воздух онемел...

А вот картинка зимы в современной Фету деревне. Не­вольно обращаешь внимание, сколько подробностей деревен­ского быта любовно запечатлел Фет.

Вот утро севера сонливое, скупое Лениво смотрится в окно и серый дым

ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком.

Строчки у стихотворения длинные, неторопливые — ведь они изображают "сонливое" зимнее утро.

У Фета нет деревьев, растений, птиц и насекомых вооб­ще. Его флора и фауна всегда конкретны и определенны. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится:

И слышу я, в изложине росистой Вполголоса скрипят коростели.

Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, именно этот стиль давал воз­можность заострить и умножить изобразительную силу сло­ва. Вот начало стихотворения:

Над озером лебедь в тростник потянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре потонул, Меж двух изгибаясь небес.

Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта: