logo search
800_soch_5-11class_2003

В. С. Высоцкий Мой любимый поэт

Владимир Высоцкий - феномен семидесятых годов,.его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях и

760

более 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Но соци­альная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в "авторской песне" (термин самого В. Вы­соцкого).

В своих стихах-песнях поэт откликался "на злобу дня" и обращался к историческому прошлому нашей родины; писал и пел о человеческих переживаниях и одушевлял природу; воскрешал такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода. Поэт не отде­лял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекла­дывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни — своего рода самопоз­нание народной души.

В песенном творчестве Владимира Высоцкого проявилось необычайное богатство реалистических, разговорно-бытовых и романтически-возвышенных, лирически-проникновенных образных и речевых средств и интонаций.

Стилевое богатство и своеобразие творчества Высоцкого во многом определяется тематикой и жанровым диапазоном его произведений. Среди них выделяются группы-циклы о войне ("Мы вращаем землю"), о работе ("Черное золото"), о горах ("Вершина") и море ("Мы говорим не "штормы", а "штор­ма"), о любви ("Баллада о любви"), искусстве ("Мой Гамлет"), родине, времени, судьбе и т.д.

В творчестве Высоцкого преобладают песни-монологи (от своего имени, от лица реальных и условных персонажей), хотя в них может присутствовать и разговорно-диалогическое на­чало, но в целом это "песни-роли". Для них характерно на­личие автора (поэта и композитора), который одновременно и режиссер-постановщик, и актер-исполнитель своих произве­дений перед слушателем.

Язык песен Высоцкого может показаться слишком обыч­ным, дорой даже грубым, упрощенно-примитивным, но это впе­чатление обманчиво, как и представление об отсутствии у него поэтической культуры. Отличительной чертой песен Высоцкого всегда было погружение в народную речевую сти­хию, свободное владение ею. Конечно, подчас встречаются и элементы стилизации, особенно ощутимые в так называемых "дворовых песнях" или в воссоздании мелодики цыганского

761

романса, но если говорить о зрелом творчестве, эстетичег.кий вкус и чутье никогда не подводили поэта.

Для него характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, мыслей и чувств, жестов и поступков, а главное — предельная достовер­ность воссоздания живой разговорной речи.

Оттенки живой разговорной интонации, определяющей осо­бенности высказываний, мы находим в обрывистой речи "Раз­ведки боем" ("Кто со мной? С кем идти? Так, Борисов... Так, Леонов...") и мягкой раздумчивости "Горной лирической" ("А день, какой был день тогда? Ах да — среда!.."), в сатиричес­ком звучании восклицаний и вопросов "Диалога у телевизо­ра" ("Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики! Нет, я, ей-богу, закри­чу!.. А это кто в короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу"), в экспрессивных обращениях программного стихотворения "Канатоходец":

Посмотрите! Вот он без страховки идет! Чутъправее наклон упадет, пропадет! Чутълевее наклон все равно не спасти!.. Но — замрите! Ему остается пройти Не больше четверти пути...

Мне хочется отметить особенность Высоцкого видеть и осмысливать действительность поэтически масштабно, исто­рично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, горы, море, время, вечность, мироздание — живут в его стихах. Нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное

— с вечным.

Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого одушевленной. Вспомним, например, такие строки-олицетворения из "Песни о Земле": "...кто сказал, что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на время.../Кто поверил, что Землю сожгли? /Нет, она почернела от горя.../ Обнажен­ные нервы Земли /Неземное страдание знают... /Ведь Земля

- это наша душа,/ Сапогами не вытоптать душу". Таким же одухотворенным и человечным изображено в другом сти­ хотворении горное эхо: "К утру расстреляли притихшее гор­ ное, горное эхо, и брызнули камни, как слезы, из раненых

762

скал...". А в стихах о море оживают водная и воздушная стихии. И потому — "упругие тугие мышцы ветра натягива­ли кожу парусов".

Важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, ее сегодняшнего дня и исторического прошлого. В "Балладе о времени" поэт вспоминает "о походах, боях и по­бедах", о тайнах и легендах прошлого, воскрешая извечные нравственные идеалы:

Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром — В прошлом, будущем и настоящем!

В стихотворениях военного цикла: "Мы вращаем Землю", "Он не вернулся из боя", "Братские могилы" и др. показана жестокая правда войны, горькая реальность. Поэт считал, что в народе должна остаться вечная память о погибших в боях за Родину.

А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата.

Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным твор­чеством Владимира Высоцкого, есть "свой" Высоцкий, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что чем-то роднее, ближе.

Но о чем бы он ни писал — о войне, о шоферах, о шахтерах, о летчиках, об альпинистах, об ученых, — каза­лось, автор тесно связан с этой профессией, а на самом де­ле он был человеком с неистребимой жаждой познания. Где бы он ни был, с кем бы ни общался — все впечатле­ния от увиденного и услышанного находили отклик в его песнях.

Высоцкий — это человек-легенда, борец за человеческое достоинство, провидец. Он не умел молчать, лгать, пресмы­каться. Владимир Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о ней людям захотелось зажечь свечу...

763

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ