logo search
Общая характеристика творчества Пушкина

Исторические мотивы в творчестве а. С. Пушкина

Можно разделить эту сложную тему на три аспекта:

соотношение личного и исторического в лирике Пушкина;

образы исторических деятелей в творчестве поэта;

историософские концепции Пушкина, его представ­ление о народе, власти, государстве, оценка некоторых конкретных исторических событий (петровских реформ, пугачевского бунта, восстания декабристов).

Личное и историческое в лирике. Уже в лицейском «Воспоминании в Царском Селе» обнаруживается важ­ная тенденция: историческое осмысляется как личное, юноша-поэт «вспоминает» прошлое России вместе с на­родом, сливаются интонации патриотической оды с ин­тонациями элегии-воспоминания. В послании к «Чаада­еву» пробуждение от сна — сначала символ судьбы поэта и друга, но потом становится символом будущего целого народа «Россия вспрянет ото сна, // И на обломках самовластья // Напишут наши имена». Этот последний образ также знаменует связь личного с историческим (личный вклад в историю). В южной лирике интимно-биографическое часто переплетается с историческим («В. Л. Давыдову», «Овидию» и др.).

В поздней лирике приобретает актуальность тема ро­дословной («Моя родословная») и исторической памяти народа («Два чувства дивно близки нам...»). Обращаясь к теме «родословной», пушкинский лирический герой ощущает себя причастным к истории. Изучая свою родословную, Пушкин увлекается личностью Петра I, образ которого появляется в ряде произведений поэта. Пушкин пишет даже «Историю Петра».

Важно также учитывать эволюцию взглядов Пушкина на идеологию декабристов. Поэт сохранил личную дру­жескую привязанность к ним, но разочаровался в их идеологии. В течение всего творчества Пушкин мучи­тельно преодолевает искушение политическим загово­ром: от поэтического культа заговора (лирика до .1825 г.) он переходит к осмыслению государственной идеи как непреходящей ценности (поэтому снова появляется сти­хотворение «Воспоминание в Царском Селе», см. также стихи «Бородинская годовщина», «В надежде славы и добра», «Друзьям»).

Исторические персонажи в произведениях Пушкина.

Можно выделить несколько подходов Пушкина к таким персонажам.

1) Историко-фактологический подход (их роль в ис­тории, взаимоотношения с народом, воплощаемые ими объективные социально-исторические процессы). Пуш­кин интересуется личностями Петра, Екатерины, Пуга­чева не только как писатель, но и как историк.

2) Культурно-мифологический подход (исследуются сформировавшиеся в русской культуре мифы, устойчи­вые представления об этих деятелях; рассматриваются различные версии, которые могут противоречить офици­альной историографии; например, в «Капитанской доч­ке» — «два Пугачева», дворянский и крестьянский мифы о нем, «два Петра» в «Медном всаднике»).

3) Психологический подход (требуется понять внут­ренний мир такого героя, его переживания; воссоздается внутренний монолог героя (Борис Годунов), дается ин­терпретация его поступкам). Например, поразмышляйте над такой всегда интересовавшей Пушкина темой, как сходство судьбы царя и поэта — бремя власти царя над народом и бремя власти поэта над «сердцами людей», духовное равноправие поэта и царя.

4) Этический подход. Поступкам исторических деяте­лей дается нравственная оценка. В «Капитанской дочке» Пугачев и Екатерина воплощают отвлеченные надчеловеческие начала (бунт, самодержавие). В этой своей роли они жестоки и немилосердны. Но выступая просто как человек (участие в судьбах Гринева и Маши), каждый из них демонстрирует человечность, способность быть вели­кодушным и т. д. В этом их сложность и параллелизм. Пафос Пушкина — христианский (всемирный нравст­венный закон) и гуманистический (быть человеком).

Вы можете рассматривать по отдельности каждый из этих аспектов или все вместе.

Пример 1. Эволюция образа Наполеона в произведени­ях Пушкина.

В стихотворениях лицейского периода (например, сказка «Бова») — враг отечества, захватчик-чужеземец, противопоставленный «миротворцу» Александру, которого в дальнейшем поэт будет зло высмеивать. Такая трактовка образа Наполеона вытекает из классицистиче­ских предпосылок.

В поэзии петербургского периода Наполеон — тиран, «самовластительный злодей», силой захвативший власть, противопоставленный законному монарху Людовику. (В стихотворении можно увидеть и скрытую параллель Наполеона с Александром, причастным к смерти Павла I.) Такая трактовка образа Наполеона связана с просвети­тельской направленностью петербургской поэзии Пуш­кина.

В поэзии южного периода («Наполеон», «Недвижный страж дремал на царственном пороге...», «Зачем ты по­слан был и кто тебя послал?..») и в послании «К морю» (написано в 1824 г. в Михайловском) Наполеон — поло­жительный романтический герой, гордый и величавый, впоследствии изгнанник, как сам Пушкин в эти годы (снова историческое проецируется на личное).

В поздних стихотворениях образ Наполеона встреча­ется редко, но важно остановиться на стихотворении «Герой» (1830). Один из персонажей стихотворения (По­эт) утверждает, что ему важнее всего увидеть в Наполео­не человека, способного к великодушию и самопожерт­вованию. Этот гуманистический критерий важен и в стихотворении «Пир Петра Первого» (подумаем о том, как зловеще звучит мотив прощения личного врага в этом стихотворении для нас, знающих, чем закончилась дуэль Пушкина).

Пример 2. Русские цари — современники Пушкина.

Александр I. Пушкин восхваляет Александра I в не­многочисленных ранних одах, где это восхваление — скорее дань жанровой традиции, чем выражение реаль­ных верноподданнических эмоций. В стихотворениях петербургского периода Пушкин изображает его сатири­чески. Яркий пример — «Сказки. Noel». Обратите вни­мание также на резко отрицательную характеристику Александра I в десятой главе романа «Евгений Онегин»:

Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда.

Николай I. Тема стихотворений Пушкина о Николае I — духовное равноправие поэта и царя, уважение и доверие, требующее взаимности. Перечитайте стихотворения «Друзьям» (сравните его с посланием «Н. Я. Плюско-вой»), «В надежде славы и добра...», «Арион» (в котором аллегорически представлены Пушкин и декабристы). Именно с эпохой правления Николая связана деятель­ность Пушкина в «Современнике» и работа в архиве над материалами по пугачевскому бунту (к этому материалу его допустил сам Николай). Пушкин всегда подчеркивал свое уважение и доверие к императору, из-за чего мно­гие друзья юности сочли его отступником. Этим и вы­звано написание стихотворения «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю // Хвалу свободную слагаю...»). Здесь выражение симпатии к царю — акт внутренней свободы, независимости (поскольку подразумевается независи­мость не только от властей, но и от оппозиции, от лю­бых навязываемых извне точек зрения).                   ;

Таким образом, Пушкин всегда остро ощущает свое место в истории, личную сопричастность национально-историческому и всемирно-историческому процессу. Это чувство основывается в юности на ощущении причаст­ности к политическому заговору, а в более поздние годы творчества — на переживании своей духовной связи с родом, народом, родиной. Воссозданные Пушкиным об­разы исторических лиц — важный вклад поэта в русскую реалистическую традицию.