logo search
800_soch_5-11class_2003

Оскар уайльд

Роман-символ "Портрет Дориана Грея"

Прекрасное — это сила морального добра,

Д. Голсуорси

Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слу­шать классическую музыку. Например, этюды Шопена. В них звучит призыв к борьбе. В них слышится боль, отчаяние и вера в победу. Все как в жизни: борьба, где каждый хочет быть победителем. Некоторые впадали в отчаяние и отступа­ли, некоторые шли до конца. А некоторые (писатели "чистого искусства") утверждали, что жизнь устроена несправедливо и изменить ее невозможно, борьба бесполезна. Но своей влас­тью творца художник может отвлечь человека от порочной действительности, а порокам общества противопоставить именно "чистое искусство", не связанное с жизнью. Одним из теоретиков его был английский писатель Оскар Уайльд.

...Закрываю глаза, чтобы яснее представить себе этого человека...

1895 год, перрон редингского вокзала. Стоит человек, оде­тый в арестантскую куртку каторжника. Он стоит под холод­ным дождем, окруженный стражей, и плачет впервые в жиз­ни. Около него улюлюкают мальчишки, рядом стоит полис­мен. Это Уайльд. А совсем недавно он был законодателем мод в богатых салонах. Ему подражали, завидовали, прислу­шивались ко всему, что он говорил. Конечно, ведь он блиста­тельный рассказчик, непревзойденный создатель остроумных афоризмов. Стоило ему появиться в гостиной, как сразу вок­руг него собирались люди, привлеченные его славой.

Оскар Уайльд создал свою философию спасения человека и общества. Писатель утверждал, что только искусство спо-

764

сооно увести людей из мира пошлости, мещанства. Он разви­вал мысль, что искусство помогает людям понять несправед­ливость и найти пути избавления от нее. Правоту своей фи­лософии Оскар Уайльд стремился доказать силой художе­ственных образов. Он создал роман-символ "Портрет Дориа­на Грея".

Молодой аристократ Дориан Грей — главный герой рома­на. Природа создала его удивительно красивым. Но красота внешняя и внутренняя — разные вещи. К сожалению, Дори­ан был красив лишь внешне. А может быть, он был слишком слаб духовно, не имел своей точки зрения на жизнь и с легко­стью принял девиз жизни лорда Генри — красота и наслаж­дение, то есть полный эгоизм. Дориан любит только себя и свою красоту. Но все, кто сталкивается с ним, гибнут. Покон­чила с собой Сибилла Вейн, беззаветно любившая Дориана. Погибли все те, кто не хотел увидеть в красоте Дориана Грея божество и стремился судить его поступки с позиций обще­ственной морали. Но Грей попирал моральные законы. Люди думали, что такой красивый человек не может быть пороч­ным. Даже судьба сделала ему великолепный подарок. Слу­чилось удивительное волшебство. Исполнилось желание До­риана Грея, и его красота не меркла с годами. И лишь только на портрете изображалось все то, что происходило с душой Дориана.

Я себя не считаю идеальным. У каждого человека есть недостатки, и у меня тоже. Но Дориан, как он мог так скверно использовать свое единственное достоинство — красоту? Все пороки развратной натуры явственно проступали на портре­те. А судьба все равно давала ему шанс вернуть свой челове­ческий облик. Художник Бэзил Холлуорд до последней ми­нуты старался образумить Дориана, и получил за это нож в спину. Грей с гневом обвиняет во всех своих несчастьях ху­дожника; бешенство, охватившее его, находит выход в убий­стве. Если бы он хоть раз заглянул в Библию, да и вообще, если бы он имел свое мнение, он бы знал, что за все грехи рано или поздно приходится расплачиваться. Каждый полу­чает то, что заслужил. Дориан заслужил смерть. Как глупо. Если бы я был красивым, я бы дарил красоту людям, делая только добро.

765

В начале своего сочинения я говорил о философии Уайль­да, о его попытке доказать, что искусство сильнее жизни. Что же произошло с Дорианом Греем? Что его убило - искусство? Нет, конечно. Портрет был отражением души Дориана. Он убил себя своей бездарной жизнью. Портрет - символ искус­ства, а оно не может быть к жизни безразличным. Служа только себе, своим собственным прихотям, мы убиваем в себе человека, и роман служит еще одним предостережением от горьких ошибок.