logo search
Общая характеристика творчества Пушкина

Общая характеристика творчества а. С. Пушкина (тезисы)

1. Творчество Пушкина подразделяется на периоды, каждый из которых имеет свои особенности. В основе периодизации лежат события биографии поэта. Вехи личной биографии поэта одновременно были важными вехами его творческой эволюции. С каждым новым пе­риодом менялся поэтический мир Пушкина, литератур­но-эстетические вкусы, предпочтения, манера письма, идейная направленность произведений и формальное воплощение этой направленности. Если вы будете пи­сать сочинение по лирике Пушкина, обязательно отра­зите эту периодизацию, одновременно показывая и об­щие, неизменные, сохраняющиеся на протяжении всего творчества поэта особенности его художественного ми­ра. Для этого мы даем общую характеристику не только каждого из периодов творчества Пушкина, но и его по­этического мира в целом (ключевые темы, мотивы, об­разы, идеи, так или иначе актуальные на протяжении всего творчества).

2. Творчество Пушкина находится на рубеже литера­турных эпох — эпохи классицизма-сентиментализма (конец XVIII — начало XIX в.) и романтизма-реализ­ма (20—30-е гг. XIX в.). Пушкин как бы подводит итог литературным исканиям своих старших современни­ков (К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, К. Ф. Рылеев, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов) и одновременно создает свою, пушкинскую, традицию, актуальную для последующих поэтов (М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Блок) и прозаиков (М. Ю. Лермонтов, А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев) XIX в. Ю. Н. Тыня­нов, например, пишет, что «Повести Белкина» «стали школой русской прозы. В «Гробовщике» и «Станционном смотрителе» намечен вкратце путь, которым пошел рус­ский реализм... На «Выстреле» учился Лермонтов. На «Гробовщике» — Гоголь, новеллистическому мастерству — Тургенев».

3. Пушкин — последователь Карамзина в создании со­временного русского литературного языка. Карамзин приблизил язык к живой устной речи, освободил от ар­хаизмов, Пушкин в большей степени его «демокра­тизировал». Язык Карамзина был рассчитан на утончен­ный вкус образованной аудитории. Светская галантность оставалась приметой этого языка даже когда Карамзин пытался изобразить персонажей из социальных низов: поэтому крестьянская девушка у него изъясняется язы­ком образованного сословия. Большим шагом вперед по сравнению с уровнем развития литературы того времени стремление автора выразить себя как индивидуальность (эта черта получила затем развитие в творчестве поэтов-романтиков). Вспомним для сравнения, как схематичны и заданы были образы-амплуа в литературе классицизма.

Пушкин пошел дальше той субъективности, которая составляла главную особенность сентименталистского, а затем и романтического художественного метода. Именно поэтому в конце жизни он пишет больше прозаических произведений, связанных с объективным повествовани­ем. Мы говорим о реализме Пушкина на уровне выбора тем, событий, характеров, а также на уровне языка, который соответствует изображаемому предмету: в его произведениях дворяне говорят языком, свойственным их сословию, крестьяне и дворовые люди — простым языком, характерным для людей из народа. (Попробуйте проанализировать повесть «Капитанская дочка» с точки зрения языка ее персонажей: как говорят Гринев, капи­тан Миронов, Маша, Савельич, Пугачев и др.)

4. В творчестве Пушкина есть характерный набор тем, идей, мотивов, образов, из которых складывается его поэтический мир. Эти темы: «любовь», «дружба», «поэт и поэзия», «природа» (особое, эстетическое к ней отношение), «история» (историческая память народа, народ и власть, судьба царей и выдающихся историче­ских личностей), «личность и общество» (великая лич­ность и маленький человек, роль личности в истории) — определяют то, что мы называем пушкинской традици­ей.

Лицейский период (1813—1817)

Это ученический период для Пушкина, «становление пера» поэта. Происходит формирование его литератур­ных вкусов и предпочтений; он проявляет интерес к ли­тературным стилям, существовавшим в предшествующей и современной ему поэзии. Отсюда — многочисленные примеры подражаний, стилизаций, вольных переводов иностранных поэтов. Это время — своеобразная школа поэтического письма для молодого Пушкина.

Значительную роль в этом процессе сыграли лицей­ские друзья Пушкина (А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер и др.). Заметим попутно, что и в позднейшем творчестве для Пушкина актуальны тема дружбы, лицея и лицейского братства; на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей. Жанр дружеского послания — один из типично «пуш­кинских».

В лирике поэта лицейского периода преобладают так называемые анакреонтические мотивы (от имени древ­негреческого поэта Анакреонта): призыв «ловить мгнове­ние», культ юности, мимолетной любви-страсти (образы красавиц, часто изображаемых в традиционной, и даже в некоторой степени клишированной форме: например, они носят греческие имена, и вообще античный колорит отличает лирику такого рода), мотив дружбы, символика пира, вина, застолья, культ легкомыслия, за которым стоит подлинная высшая мудрость («...ум высокий мож­но скрыть // Безумной шалости под легким покрыва­лом»).

(Найдите анакреонтические мотивы в стихотво­рениях: «Пирующие студенты», «Рассудок и любовь» 1814 г.; «Моему Аристарху», «Гроб Анакреона» 1815 г.;

«К Каверину» 1817 г.)

Традиция сентиментализма представлена в некоторых элегиях 1816 г.: «Певец» (сравните его со стихотворени­ем В. А. Жуковского «Певец»), «Осеннее утро», «Любовь одна — веселье жизни хладной...».

К этому же периоду относятся и примеры граждан­ской лирики Пушкина. В «Воспоминании в Царском Се­ле» очевидна связь с поэзией Г. Р. Державина: традиции оды, патриотический пафос, архаизированный язык. Из вольнолюбивой лирики известно также стихотворение «Лицинию», 1815 г. — аллегорическое письмо к рим­скому другу (подобный прием встречаем впоследствии в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Жалобы турка»). (Проанализируйте самостоятельно, в чем заключается сходство и различие в использовании этого приема у двух поэтов.)