logo search
800_soch_5-11class_2003

Чарлз диккенс Судьба Оливера Твиста

(По роману Ч. Диккенса "Оливер Твист")

Английский писатель-реалист Ч. Диккенс в романе "Оли­вер Твист" в полной мере раскрывает проблему бедственного положения массы людей. Через историю главного героя — ребенка и окружающих его людей - писатель обрисовал судь­бу английского народа, уничтоженного, вынужденного выжи­вать с помощью лжи, воровства, силы.

Герой романа Оливер родился в работном доме, что изна­чально относит его к классу обездоленных людей. В работ­ных домах 30—40-х годов XIX века по английскому законо­дательству устанавливался такой режим, что превращал их в "Бастилию для бедных". В них растут чахлые, изнуренные, вечно голодные дети, не живущие, а пытающиеся выжить. Судьба таких слабых детей, как Оливер, была предрешена, и спасти их могло только чудо.

Всякая попытка протеста жестоко подавляется и наказы­вается воспитателями. "Строптивый" Оливер, например, ста­новится одним из кандидатов на виселицу, так как осмелил­ся попросить добавки жидкой кашицы. Его подвергают оди­ночному заключению, жестокой порке, а затем пытаются от­дать деспотичному трубочисту, который уже забил насмерть нескольких мальчиков, и гробовщику.

474

Во второй части романа Оливер, убежав от своего хозяина, получает новые уроки жизни в Лондоне, где его о,кружают уголовники — шайка воров. Воспитанием юного Оливера теперь занимаются скупщик краденого Фейгин, грабитель Сайке, проститутка Нэнси и зловещий "джентльмен" Монкс. Они пытаются заставить мальчика заниматься воровским про­мыслом, но Оливер проявил твердость характера и отказался участвовать в гнусных затеях. Однако воспитанная крими­нальным миром Нэнси сохранила теплую душу, она защи­щает и помогает Оливеру.

По счастливому стечению обстоятельств на жизненном пути мальчика встречается старый добряк мистер Броунлоу (впоследствии выясняется, что он был другом отца Оливе­ра), который дает ему приют. Не думая о своей выгоде, мистер Броунлоу помогает ребенку, которому прочили висе­лицу в работном доме, а затем становится его приемным отцом.

Диккенс сознавал себя писателем-проповедником, поэтому несколько идеализировал своих героев. Так, Оливер Твист добр, правдив, добродетелен, и никакая грязь окружающего мира не может его запачкать. А добрые люди, встречающиеся на его пути, являются своеобразной наградой мальчику за преданность. Так и мистер Броунлоу является первым беско­рыстным спасителем сироты, которого впоследствии Оливер полюбил веем сердцем.

Сам Диккенс сильно заинтересован судьбой своего героя и заставляет нас волноваться, сопереживать его, невзгодам и радостям. На последних страницах романа есть некоторый налет грусти, хотя жизнь Оливера наладилась, он обрел свой дом и любящую семью.

Стремление писателя к торжеству справедливости просле­живается во многих произведениях, но роман "Оливер Твист" считается одним из наиболее сильных произведений, так как в нем поднимаются острейшие вопросы о социальном и нрав­ственном благополучии, о беззаконии и измывательствах над детьми в школах, о страданиях бедного народа в работ­ных домах, о криминальном мире Лондона. Нравственное воз­действие на читателя — вот цель творчества английского реалиста XIX века.

475

ГЕНРИ ЛОНГФЕЛЛО