logo search
800_soch_5-11class_2003

Л. Н. Толстой

Образ "высокого неба" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, по­нять душу — это дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) — наи­более интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед - для физики, Евклид - для геометрии. Это Досто­евский и Толстой. Достоевский был первым. Главной темой его творчества был страдающий человек, то есть человек, на­ходящийся в том состоянии, когда его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался человек, его душа.

424

Роман Л. Н, Толстого "Война и мир" можно назвать "энци­клопедией человека и жизни". Писатель показал на страни­цах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и радо­стями? Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей. Он не только изобразил опреде­ленные явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек.

"Война и мир" — произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он воплощает свои раз­мышления в предельно ясной форме и в то же время застав­ляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в опи­сываемых событиях.

Толстой-философ оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды — того, что является основой подлинного искусства. Толстовские герои — не "герои" в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Их образы на­рисованы предельно правдиво, жизненно. По отношению к "Войне и миру" больше, чем к любому другому произведению подходят слова: "Жизнь народа — один из главных героев романа". И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Нет, идеал не в смысле "хо­дячая добродетель", образ выдуманный и бесплотный. Тол­стовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек "во плоти и крови", которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, — как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает высочайшую нрав­ственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал муж-

425

чины - это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге (именно Пьер, сумевший най­ти единомышленников, дело, которому посвятил себя, а не Андрей, умный, сильный, но так и не нашедший своего места в жизни, оставшийся одиноким), а идеал женщины-матери, женщины — хранительницы семьи — непривлекательная и замкнутая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но не ли­шена эгоизма, который чужд Марье). Писатель наделил сво­их героев прекрасной душой, не наделив их прекрасной внеш­ностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем анатолям и элен, "сорвал с них маски", пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и пре­красное - самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы — вот что писатель ценит в человеке более всего.

Что же такое истинные идеалы, чистота души в понима­нии Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Анд­рея Болконского после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забыва­ют. "Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.

Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически, Красота души, нравственность главных героев романа и само­го автора — вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев — эталоном духов­ного совершенства и красоты.

"Мысль семейная" в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской

(По роману Л. Н. Толстого "Война и мир")

Роман "Война и мир" — одно из центральных произведе­ний великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмот-

426

ря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в пер­вую очередь, произведение о людях, об их поисках своего мес­та в жизни. На фоне масштабных исторических событий Тол­стого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему сословию, народу, государ­ству, а в служении своим родным, семье. Эта "мысль семей­ная" наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Толстой как будто издалека, через множество преград и жиз­ненных трудностей ведет героинь к идеалу частной жизни — к семье.

Трудно найти более разных людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на страницах романа. По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в об­щении, легкомысленная, влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Наташа минуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе говорит: "Я... всегда была дикарка... Я люблю быть одна... Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни".

Влюбчивость Наташи не знает границ. До истории с Курагиным трудно найти момент ее жизнеописания, когда бы она не была ни в кого влюблена. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Марья со­зревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь ее и не веря в ее возможность. Наташа идет к своей настоя­щей любви через множество увлечений, Марья — в скром­ном одиночестве.

Но уже в это время можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. У Наташи они проявляются бурно, восторженно. Она может броситься на шею совершен­но незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою призна­тельность. Марья же выражает свою любовь терпением и помощью своим "божьим людям". Обе они открыты для со­чувствия и готовы прийти на помощь.

427

Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья прояв­ляют лучшие качества своей души, они преображаются и ста­новятся прекрасными. Толстой, подчеркивая это обстоятель­ство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красо­та человека не внешняя, а внутренняя.

Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к ко­торой их ведет автор, — от тихой и счастливой семейной жизни, поглощающей без остатка. Легкомысленная Наташа не может пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. У княжны Марьи другие причины. Она не считает возможным для себя уйти от отца, от "божьих людей", от своего печального одиночества. Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям: "Если бы у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, — я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих".

Самопожертвование - вот девиз жизни Марьи до встречи с Николаем Ростовым и смерти князя Андрея. Девиз же Наташи — жизнерадостность. Поэтому, когда героини впер­вые встречаются, они, естественно, не находят общего языка. Все меняется с приходом войны. Горе, лишения, потеря крова, утрата близких изменили их. Встретились опять у кровати смертельно раненного князя Андрея совершенно другие жен­щины — повзрослевшие и помудревшие, осознавшие ответ­ственность за свои семьи. Наташа вынуждена ухаживать за обезумевшей от горя матерью, Марья воспитывает маленько­го осиротевшего племянника.

"Чистая, полная печаль так же невозможна, как и полная радость". Человек имеет способность привыкать к горестям и отходить от них. Так и героини Толстого в своих повсе­дневных заботах постепенно возрождаются. Они осознают не только пустоту жизни светской, но и бесцельность замкнутой монашеской жизни. Женщины находят то, ради чего стоит жить: к ним приходит настоящая любовь.

Конец романа, где описывается будничная, совершенно про­заическая семейная жизнь Марьи и Николая, Наташи и Пье­ра, кажется странным и противоречащим всем предыдущим событиям, полным переживаний, исканий, волнений и тревог.

428

Приведя таких разных героинь через многие испытания к одной развязке, Толстой показал неизбежность и необходи­мость для человека обыкновенной семейной жизни, не засо­ренной светскими предрассудками.

Толстовские героини не жертвуют ничем ради семейной жизни. Это не жертва, а естественное для них нормальное поведение, основанное на самом святом чувстве — чувстве любви к мужу и детям.

"Мысль народная" как основа художественного

содержания романа-эпопеи Л. Н. Толстого

"Война и мир"

В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпо­пея "Война и мир". По словам И. С. Тургенева, "ничего луч­шего у нас никогда не было написано никем".

"Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В "Войне и мире" я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года", — говорил Лев Толстой.

Главный герой романа - народ. Народ, брошенный в не­нужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, подняв­шийся в 1812 году на защиту Родины и разгромивший в освободительной войне огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем.

В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством мас­совых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: "Отчего мы под Аустерлицем проиграли сраже­ние?.. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения".

Война 1812 года не была похожа на другие войны, "Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания", - писал Толстой.

429

Отечественная война 1812 г. для России была справедли­вой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в пределы России и направились к ее цент­ру — Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь на­род. Простые русские люди — крестьяне Карп и Влас, старо­стиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие — враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все слои населения.

Толстой говорит, что "для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением францу­зов". Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; покидает родное гнез­до Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в про­стое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.

Но омерзительны отдельные представители чиновно-арис-тократического общества, которые в дни всенародного бед­ствия действовали в эгоистических, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: "Те же были выходы, балы, тот же француз­ский театр, те же интересы службы и интриги". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернато­ра и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ро­стопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся ар­мии Кутузова.

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали На­полеону всю Европу и "приехали нас учить — славные учителя!" Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: "...наибольших для себя выгод и удовольствий... Трутневое население армии". К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

С большой симпатией относился Толстой к народу, кото-

430

рый сыграл главную и решающую роль в войне против фран­цузских завоевателей.

Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты "в первый раз дрались там за Русскую землю", что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины "два дня сряду .отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы".

Еще более полно "мысль народная" ощущается в тех гла­вах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей — все те, кого можно назвать "русскими душой".

Человеком, воплотившим в себе дух народа, Толстой изоб­ражает Кутузова.

Кутузов — подлинно народный полководец. Таким, вы­ражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. "Кутузов, — пишет Толстой, — всем русским суще­ством своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат". Кутузов для России — свой, родной чело­век. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели — очищению родной земли от захватчиков. "Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа", — говорит писатель. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористо-на о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает пред­ложенный Денисовым план развертывания партизанских действий.

Кутузов — носитель народной мудрости, выразитель на­родных чувств. Его отличает "необычайная сила проникно­вения в смысл совершающихся явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе". Только признание в нем этого

431

чувства заставило народ выбрать его против воли царя главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.

И солдаты, и офицеры - все воюют не за Георгиевские кресты, а за Отечество. Потрясают своей нравственной стой­костью защитники батареи генерала Раевского. Толстой по­казывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении "чувство ужаса перед врагом, кото­рый, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения".

С большим знанием дела описывает Толстой сливные дей­ствия русских партизан и их командиров — Денисова и До-лохова. В центре повествования о партизанской войне - об­разы Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа, и Платона Каратаева, олицетворяющего "все русское, народное, круглое, доброе". Тол­стой пишет: "...благо тому народу, который в минуту испыта­ния... с простотою и легкостью поднимает первую по­павшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью".

Кульминационным моментом Отечественной войны яви­лась Бородинская битва. Если при описании сражений, про­исходивших на чужой территории (Аустерлицкое, Шенгра-бенское), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокру­шимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как вместо ожидае­мого известия о бегстве неприятеля прежде стройные колон­ны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу уби­тых и раненых солдат и испытывал ужас.

432

Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. "Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором сто­яли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Боро­дином".

Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, вли­яют на исход военных действий, тем более, что со стороны фран­цузов война носила захватнический характер, со стороны рус­ского народа война была национально-освободительной.

Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.

Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о вели­ких событиях прошлого, о войне и мире с позиции народных интересов. А это и есть та "мысль народная", которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой, и которая осветила не­меркнущим светом его гениальное творение.