logo search
Общая характеристика творчества Пушкина

Анализ любовного конфликта

В романе изображаются события, ознаменовавшие переход героев в новую фазу духовного развития, само­сознания, их повзросление, обретение себя. (Найдите тему «осознания себя» в статьях В. Г. Белинского о ро­мане «Евгений Онегин».) Первоначально и Татьяна, и Онегин находятся как бы в коконе, личность еще не об­наружилась вполне, а только смутно предугадана. Мир Татьяны формируется помещичьим укладом и специфи­ческим крутом чтения. Татьяна действует в рамках стерео­типов, не понимая самое себя, подражая героиням, но поскольку она обладает интуицией и богатым внутрен­ним миром в отличие от своей матери или от Ольги, которая изображена как подчеркнуто заурядная лич­ность (докажите это на основе текста. Кто еще из ге­роев изображается подобным образом?), то для нее неиз­бежен дальнейший личностный рост. Так же и Онегин действует и мыслит в рамках стереотипов, усвоенных им в светской жизни, но не может возвыситься над ними (хотя автор все время намекает, что перед нами не про­сто легкомысленный светский «денди», а очень глубо­кий характер, который со временем должен будет по-на­стоящему раскрыться).

На этом витке сюжета оба персонажа совершают шаблонные поступки — Татьяна пишет любовное пись­мо, а Онегин произносит ей в ответ холодную отповедь (т. е. поступает «благородно»). Однако можно сказать, что Онегин просто не решается признаться себе, что то­же любит Татьяну (кстати, в черновиках романа это чув­ство Онегина вырисовывается более наглядно, в окон­чательной редакции сохраняются лишь тонкие психоло­гические намеки-штрихи.{Попробуйте их обнаружить.) Во время этих событий Онегин и Татьяна словно нахо­дятся в маске, не могут открыть по-настоящему своего лица (потому что сами его пока не знают).

Вскоре после этого Татьяне снится сон-прозрение, показывающий ее глубокую внутреннюю связь с Онеги­ным. По-видимому, эта связь только усилилась после их драматического объяснения. (Сюжет какого произведе­ния русской литературы лежит в основе этого сна? В каком еще известном произведении есть отсылка к то­му же сюжету? В чем состоит своеобразие трактовки этого сюжета каждым из писателей?) Вскоре после этого происходит трагическая дуэль, а потом Онегин надолго отправляется путешествовать. В отсутствие Оне­гина Татьяна приходит к нему в кабинет, находит его книги и бумаги. Она читает записи Онегина, но ей так и не удается понять его внутренний мир. (Найдите эту мысль в тексте.)

Татьяна выходит замуж в Москве, но с Онегиным снова встречается в Петербурге. Татьяна превращается из застенчивой деревенской барышни в блистательную светскую даму, украшение модного бала. Этот новый об­раз ей очень идет, и Онегин, теперь уже при отсутствии какого-либо психологического барьера, страстно влюб-.ляется в нее, страдает и наконец пишет ей письмо. Это­му сопутствует особое душевное состояние героя, кото­рое сродни безумию, но на самом деле является просвет­лением (в частности, он вспоминает все, что с ним было в жизни, и как бы внутренне «собирается»). Онегин приходит к Татьяне, чтобы выслушать ее ответ. Можно сказать, что в этот момент он уже окончательно снял маску и является самим собой. Однако Татьяна в первый момент разговора не хочет видеть этого и демонстрирует недоверие, равнодушие, но затем все-таки делает шаг навстречу: «Я вас люблю (к чему лукавить?)», — говорит она. Татьяна искренне объясняет Онегину мотивы сво­его отказа: это не только веление супружеского долга, но и желание сохранить в покое и нетронутости, свой внут­ренний мир, не искушать судьбу. (Найдите в тексте эти рассуждения Татьяны.)

В этот момент герои предельно откровенны друг с другом и сами с собой. Вот почему их встреча может быть понята как главная кульминация сюжета, как сцена, в которой сосредоточен весь пафос романа. Героям уда­лось (пусть, может быть, всего лишь на мгновенье) по­нять себя и друг друга, это наполнило их жизнь ощущени­ем высокого смысла. Вот почему невозможно полностью согласиться с формулой В. Г. Белинского — «силы... без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца».

Формальная открытость финала романа не означает, что сюжет не получает логического окончания. То, что история прервана как бы на самом важном месте (появ­ляется муж Татьяны) — лишь иллюзия, поскольку самое важное место — не неожиданное появление мужа (ведь «Евгений Онегин» — не комедия и не водевиль!), а пер­вый и единственный в жизни героев откровенный разго­вор друг с другом и, может быть, с собой. «Полное осво­бождение Онегина и Татьяны в 8-й главе от пут литера­турных ассоциаций... осознается как вхождение их в подлинный, т. е. простой и трагический, мир действи­тельной жизни» (Ю, М. Лотман). Только самопознание может быть смыслом жизни. Эта встреча может оказаться самым главным событием в их жизни. То, что произой­дет с ними потом, принципиально несущественно. Вот почему автор неожиданно расстается со своим героем.

Философский оптимизм Пушкина сочетается с на­строением «светлой» печали. Опыт, полученный героя­ми, — не то же самое, что «счастье»; оно как раз оказы­вается недостижимым. С горькой иронией Пушкин называет особенно счастливым («Блажен...») тех, кто, по­добно Ленскому,

...праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа . И так умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

Обратим внимание на эту заключительную метафору, в которой жизнь представлена как роман, а человек — одновременно автор, герой и читатель своего «романа».