logo search
800_soch_5-11class_2003

Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" а. С. Пушкина и Раскольникова — в "Преступлении и наказании"

Ф. М. Достоевского

Как океан, объемист шар земной,

Земная жизнь кругом

объята снами...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами...

Ф. И. Тютчев

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим

418

себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время — время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятель­ной жизнью.

Сон литературного героя — это часть истории его ду­ши. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где "полужу­равль и полукот". И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями "простонародной старины". Вместе с Катериной Островского мы улетаем из "темного царства" Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обло-мовым мы попадаем в застойный рай спящей Обло-мовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.

Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Расколь-никова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? По­пробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тер­нистый путь; сны Раскольникова — раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятель­ствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в "нежные видения полусонья", Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны.

Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное... Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.

Таким знаком предостережения мог бы стать для Родио­на Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова "убийство", он все время спрашивал себя: "...да разве то бу­дет?" Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий над живым существом. И во сне маленький Родион, плачу-

419

щий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: "Не убийГ Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевско­го, что убийство противно человеческой натуре. И тут мне вспомнилось "хорошее отношение к лошадям" В. Маяков­ского. Та же толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те же слезы живого существа... И своеобразное видение поэтом гу­манизма:

...все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь.

Но Раскольников находит для старухи-процентщицы дру­гое слово - "вошь", из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове стару­шонку, а она хохочет да хохочет. Родион и до сна готов ее другой раз убить бы, если б очнулась.

Почему он так много думает о ней? Настоящий герой его теории ("пророк", Наполеон) не думает ни о каких стару­шонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и "дул бы в правого и виноватого", не испытывая угрызений совести. А раз Родиону снится старуха-процентщица, значит, у не­го угрызения совести; значит, "слабак", "тварь дрожащая". Вот этого и не может простить Родион старушонке. Если эти сны отражали борьбу, происходящую в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, полемизирующего с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом и волей. Гнездились они в мозгах людей.

Самым страшным для Достоевского было то, что зара­женные этими трихинами считали себя самыми умными и непоколебимыми в своей правоте. Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди.не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины.

420

Этот сон Раскольникова открывает перед нами завет­ную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества.

Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезнен­ных снов? Сон Гринева у Пушкина задает трагическую то­нальность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон пове­ствования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что "Капитанская дочка" — это рас­сказ автора об исторической трагедии, которая была, а "Пре­ступление и наказание" — предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Здесь будет город заложен Назло надменному соседу.

А. С. Пушкин. Медный всадник

Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого ге­ния великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой при­роде. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на кото­ром лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудо­вищную идею.

Действие романа "Преступление и наказание" разворачи­вается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия. Петербург Достоевского — это отвратитель­ные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и тем­ные задворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы,

421

продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная жен­щина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на буль­варе Раскольников встречает молоденькую девушку, кото­рую "где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу". Петербург Достоевского болен, и больны, кто нрав­ственно, кто физически, большинство персонажей его произ­ведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обста­новку и людей, затронутых болезнью, является раздражаю­щий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, "похожая на шкаф или сундук" каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтова­тые обои в комнате у Сони, "мебель из желтого отполиро­ванного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действую­щих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.

Предвестником недобрых событий является также крас­ный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольников от­правляется заложить "маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками" — подарок сестры на па­мять. "Красные камешки" становятся как бы предвестника­ми неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторя­ется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению...

Глаза Раскольникова уже привыкли "к городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам". Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жили­ща героев романа — "нищие, униженные и оскорбленные". Гнетущее впечатление производят многочисленные и подроб­ные описания кривых лестниц, низких площадок и серых комнат-клеток. В такой крошечной каморке, больше похо-

422

жей на "гроб" или "шкаф", где "вот-вот стукнешься головой о потолок", влачит свое существование главный герой. Неуди­вительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, "тварью дрожащей".

В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходно­сти, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он — типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце пе­реполняет боль за страдания людей. Он не задумываясь отдает последнюю копейку попавшим в беду Катерине Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой проститутке на улице. Но тем не менее раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту, отделяющую его от прочих людей ради того, чтобы "сделать первый шаг" во имя "всеобщего счастья". Раскольников, возомнив себя сверхчеловеком, ста­новится убийцей, как некогда стал убийцей и палачом сам этот город. Его великолепные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре.

Петербург не раз становился действующим лицом рус­ской художественной литературы.

A. С. Пушкин сложил гимн великому городу в "Медном всаднике", лирически описал его великолепные архитектур­ ные ансамбли, сумраки белых ночей в "Евгении Онегине". Но поэт чувствовал, что Петербург неоднозначен:

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит...

B. Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Н. В. Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь.

423

Только что мы познакомились с Петербургом Достоев­ского. Можно сделать вывод, что все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" — создают общее впечатление города, который враж­дебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безыс­ходности, толкает на скандалы и на преступления.

Традиции изображения Петербурга были продолжены та­кими замечательными поэтами, как А. Ахматова и О. Мандель­штам. У каждого из них тоже свой город. В произведениях Ахматовой ее любимый город представлен красивым и вели­чественным, как у Пушкина. Город Мандельштама - жутко­вато-черный, ближе к тому, как его изобразил Достоевский:

Ты вернулсясюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток.