logo search
800_soch_5-11class_2003

Подвиг царевича Рамы

(По древнеиндийской поэме "Рамаяна")

Эпическая поэма "Рамаяна" — творение индийского наро­да. Она была создана в IV веке до нашей эры. Автор поэмы неизвестен. Вероятно, несколько поколений народных скази­телей творили этот эпос. В "Рамаяне" изображаются подвиги Рамы — мифического царевича, похищение его жены Ситы царем злых демонов Раваной, освобождение Ситы, ее уход из жизни, подвижничество Рамы и его вознесение на небо.

Интересен образ рассказчика поэмы: это святой подвиж­ник по имени Вальмики. Он ищет героя, который был бы самым отважным и добродетельным, красивым и мудрым. Рассказчик склоняется к тому, чтобы сделать героем своей поэмы царевича Раму, который отвечает всем этим требова­ниям. Таков зачин "Рамаяны".

В образе Рамы можно узнать черты типичного героя древ­него эпоса. Он любимый сын старого царя и наследник пре­стола. В молодом возрасте Рама успел совершить ряд подви­гов: защитил обитель старого подвижника от злых демонов, сумел поднять волшебный лук бога Шивы и натянуть его тетиву. Типичны и сюжетные повороты "Рамаяны": достой­ному наследнику царя мешает взойти на престол злая маче­ха, которая хочет увидеть царем собственного сына Бхарату. Не переча воле отца, Рама, сопровождаемый своим бра­том Лакшманой, отправился в изгнание. Народ провожал своего любимца. Таким образм, Рама проявляет черты иде­ального эпического героя: он послушен воле отца, сочетает в себе мужество и сдержанность. Читатель проникается глу­боким уважением к царевичу, избравшему добровольное изгнание.

Умер старый царь. Бхарата, уверенный в том, что право на трон все-таки принадлежит Раме, отправился на поиски

124

царевича. Свято чтущий волю отца, Рама отказался вер­нуться ранее назначенного срока, равного четырнадцати годам. В изгнании царевич не был бездеятельным. Он продолжал совершать подвиги. Владыка ракшасов-демонов Равана, по­терявший в битве с Рамой свое войско, решил отомстить царевичу и похитил его жену — прекрасную Ситу. По мысли Раваны, эта потеря должна была погубить ненави­стного ему Раму.

Автор "Рамаяны" сделал цепь подвигов царевича основ­ной канвой своего повествования. Рама и Лакшмана отпра­вились на поиски Ситы. К ним присоединился еще один волшебный герой - царь обезьян Сугрива. Союзные вой­ска людей и обезьян осадили город, в котором укрылся Равана. Эта часть поэмы представляет наибольший интерес. Читатель, кажется, сам находится среди тех, кто осаждает Ланку.

Рама предложил противнику добровольно сдаться и вер­нуть прекрасную Ситу, обещая за это пощадить город и самого Равану. Но владыка ракшасов решительно отказал­ся. Началась ужасающая битва, не утихавшая даже ночью. Земля напиталась кровью, груды трупов окружали Ланку. Рама и его брат Лакшмана были тяжело ранены волшеб­ными стрелами, и только помощь повелителя птиц вернула их к жизни. Царевич Рама сошелся в поединке с владыкой ракшасов Раваной и убил его, после чего в мире воцарились спокойствие и мир. Рама вместе с любимой женой Ситой и Лакшманой вернулся домой после четырнадцатилетнего изгнания и венчался на царство.

"Рамаяна" - типичный пример эпической поэмы. В ней есть и подвиги, и похищения, и кровопролитные битвы, и чудеса. Рама на протяжении тысячелетий остается люби­мым героем индийцев, а также жителей Лаоса, Непала и других стран Азии. Образ славного царевича используется в поэтических и музыкальных произведениях, в творениях народного декоративно-прикладного искусства. Как и мно­гие герои эпических народных поэм, Рама — пример для подражания, воплотивший лучшие черты национального характера.

125