logo search
Свиридов, билеты по литературе

Часть 3. Пути и достижения русского модернизма в хх веке.

Пути и достижения русского модернизма в ХХ веке.

Модернизм — это общий термин, применимый к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства. Модернистскую литературу характеризует, прежде всего, отторжение традиций девятнадцатого века.

М. — это условное обозначение периода культуры конца ХIХ — середины ХХ в. Нижней хронологической границей М. является «реалистическая», верхней — постмодернизм.

Реализм стремился к описанию существующей реальности, М. — моделировать свою реальность.

В М. идея изображения личности с ее сложными душевными переживаниями уходит на второй план либо возводится в ранг сверхценности красота редуцированного сознания, как у Фолкнера в «Шуме и ярости»

(Бенджи Компсон), или сознание расщепляется, как в «Школе для дураков» Саши Соколова.

Русский символизм самый значительный после французского. Предпосылки: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов Платона до современных философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше.

Общепризнанные предтечи русского символизма — Ф.Тютчев, А.Фет. Знаменитая строка из стихотворения Тютчева «Silentium» «Мысль изреченная есть ложь» стала лозунгом русских символистов. А.Фет говорил о невыразимости человеческих мыслей и чувств. Мечтой Фета была «поэзия без слов».

Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество здесь — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека. Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Важна категория музыки. Музыка -первооснова всякого творчества. Это и пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха.

Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Открытия символистов:

невиданная прежде многозначность

поиски в сфере поэтической фонетики

ритмические возможности русского стиха

«Старшие символисты».

Символизм Д.Мережковского и З.Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер, развивался в русле неоклассической традиции. Это поиск духовных основ бытия, идей, движущих историю. В лагере русских символистов Мережковский представлял идею неохристианства.

В «электрических», по словам И.Бунина, стихах З.Гиппиус, в ее прозе — тяготение к философской и религиозной проблематике, богоискательству. Строгость формы, выверенность, движение к классичности выражения в сочетании с религиозно-метафизической заостренностью отличало Гиппиус и Мережковского в среде «старших символистов». В их творчестве немало и формальных достижений символизма: музыка настроений, свобода разговорных интонаций, использование новых стихотворных размеров.

В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова. Символ- универсальная категория, позволяющая обобщать все истины. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении Юному поэту:

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздельно, бесцельно.

Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий. Идея интуитивности, безотчетности творческих импульсов.

В лирике К.Бальмонта романтический пафос возвышения над буднями, взгляд на поэзию как на жизнетворчество. Воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, исступленный поиск средств ее самовыражения. Любование преображенной, титанической личностью сказалось в установке на интенсивность жизнеощущений, расширение эмоциональной образности, впечатляющий географический и временной размах.

Ф.Сологуб разрабатывал общесимволистскую установку на понимание человеческой природы как природы иррациональной. Одними из основных символов в поэзии и прозе Сологуба стали «зыбкие качели» человеческих состояний, «тяжелый сон» сознания, непредсказуемые «превращения». Интерес Сологуба к бессознательному, его углубление в тайны психической жизни породили мифологическую образность его прозы. Постижение темных начал душевной жизни, неомифологизм — основные приметы символистской манеры Сологуба.

«Младосимволисты».

Мистические и религиозные настроения А.Белого сочетались с размышлениями о судьбах России: позицию «младосимволистов» отличала нравственная связь с родиной. А.Белому, А.Блоку, Вяч. Иванову оказались чужды индивидуалистические признания старших символистов, декларируемый ими титанизм, надмирность, разрыв с «землей». Неслучайно один из своих ранних циклов А. Блок назовет «Пузыри земли».

Из среды «младосимволистов» вышел крупнейший русский поэт А.Блок, ставший по определению А.Ахматовой, «трагическим тенором эпохи». Свое творчество А.Блок рассматривал как движение от музыки запредельного, через преисподнюю материального мира и круговерть стихий к «элементарной простоте» человеческих переживаний. В своей поэзии А.Блок создал всеобъемлющую систему символов. Цвета, предметы, звучания, действия — все символично в поэзии Блока.

В символах запечатлены муки человеческой души в поэзии А.Белого. Разрыв современного сознания в символических формах изображен в романе Белого Петербург — первом русском романе «потока сознания». Символизм Белого — особая экстатическая форма переживания действительности.

Для Белого важнейшая нота творчества — любовь к России.

Вяч. Иванов наиболее полно воплотил в своем творчестве символистскую мечту о синтезе культур.

Художественные искания «младосимволистов» были отмечены просветленной мистичностью, стремлением идти к «отверженным селеньям», следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваясь от грубой земной

действительности.

Акмеизм — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты стремились к образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись.

Акмеизм объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама. Как литературное направление аон просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

Основные принципы акмеизма:

освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности

отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности

стремление придать слову определенное, точное значение

предметность и четкость образов, отточенность деталей

обращение к человеку, к «подлинности» его чувств

поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала

перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Основные признаки футуризма:

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы

отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее

бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат

поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка

культ техники, индустриальных городов

пафос эпатажа

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака.

Среди особенностей, характеризующих творчество Хлебникова, в первую очередь можно выделить стилевое своеобразие. Оно выражается в необычной лексике (неологизмы), намеренном нарушении синтаксических норм, активном использовании таких тропов, как олицетворение, плеоназм и прозопопе́я. Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы. Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам. Сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы.

М. Волошин.

Стоял особняком среди всевозможных литературных течений. Политическая позиция Волошина была нейтральной, но не равнодушной. Творчество Волошина во многом зависело от французской поэзии, но в лучших своих вещах — особенно периода гражданской войны — он вырвался к развороченной бурей России. В этих стихах он пытался встать над схваткой, по собственному выражению, «молясь за тех и за других». Поражает рожденная внутри двойного террора его вера, что Россия выйдет из огненной купели очищенной, обновленной. Гражданская война неожиданно сделала Волошина — изысканного европейского интеллектуала — более земным, социальным, философски историчным… Из среднего символиста Волошин вырос в Пимена бушующей России, летописца гражданской войны, и его поэма «Россия» — пророческий учебник отечественной истории. Видя всю нехристианность, всю жестокость русского народа по отношению к себе самому, Волошин нашел в себе христианство благословить его, а не проклясть. А вот революцию почти в равной степени принял и проклял. Доказал собой, что поэт есть не только явление личности, но и явление истории.

Чаще всего к Ходасевичу применяли эпитет «желчный». Максим Горький в частных беседах и письмах говорил, что именно злость — основа его поэтического дара. В России XX в. трудно найти поэта, который бы так трезво, так брезгливо, с таким отвращением взирал на мир — и так строго следовал в нем своим законам, и литературным, и нравственным.

Ходасевич конкретен, сух и немногословен. Кажется, что он говорит с усилием, нехотя разжимая губы.

Лоб —

Мел.

Бел

Гроб.

Спел

Поп.

Сноп

Стрел —

День

Свят!

Склеп

Слеп.

Тень —

В ад.

Билет №19