logo
Свиридов, билеты по литературе

Часть 3. «Пролетарская культура» как фактор истории литературы 1920-х годов.

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие

искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается

большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы

в 20-е гг. несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во

многом осталась прежней. Как в начале века тон ей задавали литературные

кружки, многие из которых пережили кровавое лихолетье и продолжали

действовать в 20-е гг.: символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают

новые кружки и объединения. Однако соперничество между ними теперь выходит

за пределы художественной сферы и часто приобретает политическую окраску.

Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП,

"Перевал", "Серапионовы братья" и ЛЕФ.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I

Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили

писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные

критики. Предшественником РАПП был "Пролеткульт" - одна из самых массовых

организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов "Пролеткульта" и

РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового

пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была

создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые

интересы. На "свалку истории" пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина,

Толстого, Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело

пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители

РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как "классовых

врагов" практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди

авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только

А. Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные "певцы

революции", как М. Горький и В. Маяковский.

Росси́йская ассоциа́ция пролета́рских писа́телей (РАПП) — литературное объединение в СССР, образованное в 1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. После образования ВОАПП в 1928 году РАПП занял в нём ведущие позиции.

Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту» (1925—1932), ранее органе группы «Октябрь». При этом лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков». Генеральным секретарём РАПП стал Л. Л. Авербах. Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Киршон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критик В. В. Ермилов. В журнале они выдвигали концепции развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей-«попутчиков», «одемьянивания» поэзии и «призыв ударников в литературу». На РАППе, как организации пролетарских писателей, отражалось развитие борьбы партии с троцкизмом. По линии литературной это прежде всего борьба с «ликвидаторской» теорией Троцкого-Воронского, которые отрицали возможность создания пролетарской культуры и литературы. Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев. В РАПП состояло более 4 тысяч человек.

В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других. Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции Политбюро ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 «О политике партии в области художественной литературы».

К 1930 все остальные литературные группировки были практически разгромлены, и РАПП усилил директивный тон. Например, резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писа­телей «заняться художественным показом героев пяти­летки» и доложить об исполнении этого при­зыва-распоряжения в течение двух недель. Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия, и вскоре такое положение перестало устраивать партийное руководство.

РАПП вместе с ВОАПП, так же, как и ряд других писательских организаций, был расформирован постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г., вводившем единую организацию, Союз писателей СССР. Впрочем, руководители РАПП заняли высокие посты в новом СП. Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа "Перевал"

(Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером

которой был литературный критик А. К. Воронский, основатель первого

советского "толстого" (т. е. литературного) журнала "Красная новь".

"Переваловцы" (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею

внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания

мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия

культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями

закончилось разгромом "Перевала". Воронскому пришлось оставить литературную

критику и уйти из редакции организованного им журнала. На дискуссии в

Комакадемии группа была обвинена в "буржуазном либерализме".

Одним из самых интересных литературных объединений 20-х гг. является

группа "Серапионовы братья", созданная в 1921 г. в петроградском Доме

искусств. В группу входили такие известные писатели, как Вс. Иванов, М.

Зощенко, К. Федин и др. По своим идейным позициям "серапионы" близки

"Перевалу". Для них характерно неприятие примитивизма и узкоклассового

подхода в литературе, утверждение гуманистической ценности искусства.

ЛЕФ - левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (В.

Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Сочетая

футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма

фантастической идеей создания некого "производственного" искусства, которое

должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения

благоприятной атмосферы для материального производства. Искусство

рассматривалось как элемент технического строительства, лишенный

личностного начала, вымысла, психологизма и т. д. Творчество представителей

ЛЕФ было шире и многогранней провозглашаемых ими идейных позиций.

Величайшим поэтом был Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930).

Революцию он воспринимал как художник: в ней его привлекала поэзия

глобального взрыва, крушения старого мира, катастрофы, в огне которой

должно было появиться новое общество, построенное на началах

справедливости, разума, чистоты. Сама идея построения нового мира была

близка ему как футуристу. Творчество его глубоко оригинально и, безусловно,

очень талантливо. В советское время образ Маяковского в массовом сознании

был искажен. Наследие поэта рассматривалось однобоко - в нем видели только

"агитатора, горлана-главаря", часто забывая о том, что помимо произведений,

воспевающих революционную борьбу ("Левый марш", "Владимир Ильич Ленин",

"Хорошо"), у него есть несколько прекрасных лирических стихотворений и поэм

(например, "Облако в штанах").

ПРОЛЕТАРСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — литература, отражающая действительность с позиций мировоззрения пролетариата как класса, возглавляющего борьбу трудящихся за социалистическое общество. Определяющей чертой П. л. является не столько социальное происхождение ее создателей, сколько пролетарское социалистическое идейно-художественное содержание их творчества.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ПРОЛЕТАРСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА". — В своей революционной практике пролетариат создает и развивает все стороны и формы своей идеологии, в том числе и художественную литературу. Решающий признак пролетарской литературы тот, что эта творчески свободная литература революционна, антибуржуазна, социалистична и по характеру и по цели. Ленин писал: "Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения „верхним десяти тысячам“, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)" (Ленин, т. VIII, стр. 390).

Не ставя в данной статье цели проследить историю пролетарской лит-ры (см. "Русская литература" и соответствующие статьи о литературах Запада), мы ограничимся общетеоретической характеристикой пролет. лит-ры, отметим ряд главных и существенных ее свойств.

Решающий признак пролетарской лит-ры — ее социалистическая устремленность — тем полнее и ярче выражен, чем выше ступень развития последовательно-революционной социалистической борьбы рабочего класса. По мере того как пролетариат в своей борьбе поднимается на высшую ступень, эта устремленность выступает глубже, определеннее, конкретнее, приобретает более реалистические очертания. Если творчество первых пролетарских поэтов XIX века проникнуто общедемократическими и временами даже либеральными мечтами, а социалистические тенденции выражены смутно, неопределенно (в России — первые годы творчества Нечаева, Шкулева и др.), то боевым пафосом, глубокой убежденностью в победе рабочего класса звучат произведения эпохи подготовки революции (стихи Д. Бедного напр. в эпоху "Звезды" и "Правды"). Уже в ранних своих произведениях М. Горький, рисуя мир капиталистических отношений как мир порочный, противоестественный ("Фома Гордеев", "Супруги Орловы" и др.), указывает, что выходом из этой порочной действительности является не анархический бунт босяков, не индивидуалистический пассивный протест интеллигентов, а организованная революционная деятельность пролетариата, единственного до конца революционного класса, способного устранить величайшие несправедливости общественного строя ("Мать", "Враги"). Уверенностью в победе социалистического пролетариата отмечены произведения многочисленных рабочих-поэтов дооктябрьской поры.

Билет №9