logo
Свиридов, билеты по литературе

Часть 2. Деревня, город, революция, миф в поэзии с. Есенина.

Сергея Александровича Есенина называют «крестьянским» поэтом. Сам себя он считал «последним поэтом деревни». Действительно, особой красотой и напевностью наполнены его стихи о сельском приволье, прелести родных просторов. Лиризм и нежность строк Есенина входят в душу, поражают своей наполненностью светом, воздухом, звучанием, завораживают сказочностью.

Только влюбленному в жизнь открываются такие искренние и проникновенные строки, доходящие до глубины сознания, трогающие до слез, до сердечной боли. Поэт любил Россию такой, какой она была, не приукрашивая и не умаляя ее достоинств. Сыновней любовью веет от его произведений.

Но поэт не может вечно существовать в тихом замкнутом мирке, каким бы милым и привлекательным он ни был. Его манит жизнь, и Есенин уезжает в город, далекий и таинственный в воображении молодого человека. Теперь город давит поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и неискренностью окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина.

Есенину видится город, закованный в бетон, подобно свободному человеку, закутанному в смирительную рубашку. Постепенно из лирики поэта исчезают яркие тона — золотой сменяется серым, алый цвет зари — лимонно-желтым. Тускнеют не только краски, но и чувства. Автор пытается обрести и здесь гармонию, примирить несоединимое.

Но ничто не приносит утешения поэту, кроме родных необозримых просторов, которые врачуют истерзанную душу, даруют покой и радость. Любовь к природе возрождает Есенина, дает силы жить и творить. Поэт ясно видит, что остановить прогресс невозможно, он неотвратимо наступает на милую сердцу патриархальность. Еще в стихотворении «Сорокоуст» дана картина, поражающая читателей своей правдивой образностью.

Действительно, не обогнала, а «победила», но как-то горько и грустно от этой победы, торжества железа и грохота над «синью, упавшей в реку», «сыпучей ржавчиной» холмов, «молочным дымом села».

И все же исторически России дан только один путь решения крестьянского вопроса — путь обновления деревни. Принимая эти перемены умом, Есенин в то же время чувствовал, что преодолеть его сельской Руси будет далеко не так просто и быстро, как это казалось современникам поэта. Отсюда постоянные тревожные, порой мучительные раздумья Сергея Александровича о будущем мужичьей страны.

Суровые, грозные годы! Но разве всего описать? С. Есенин Очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик — Есенин бесконечно любил Россию, ей посвящал свои лучшие стихи, помыслы и только с ней связывал свою жизнь.

Есенин пишет в разных поэтических жанрах, стремится создать стихи серьезного политического содержания, обращается к историко-революционной теме. Такова «Баллада о двадцати шести» — расстрелянных бакинских комиссарах. В январе 1925 года закончена поэма «Анна Онегина». О революции и гражданской войне поэт рассказывает словами самого народа, со знанием крестьянской психологии, социальных проблем, классовых противоречий.

Через десять лет после известного стихотворения «Русь» (1914) поэт создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», объединенные в 1925 году автором в программном для него сборнике «Русь советская». Изменился Есенин, но еще больше изменилась деревня. Трудно поэту сразу осмыслить и понять те социальные процессы, которые затронули крестьянскую жизнь, народный быт, колокольня без креста, иконы выброшены с полок, дед украдкой ходит в лес молиться осинам.

Миф

Космические мотивы можно встретить в творчестве многих поэтов, есть они и у Есенина. У него практически в каждом стихотворении присутствуют небесные явления, космические пейзажи. Так , например, месяц (луна) упоминается в 52 стихотворениях , солнце (10 ) , звезды (32 ) , небо (14 ) .

Если в мифологизированных понятиях вертикальная структура космоса трехчленна и состоит из верхнего мира (небо), среднего (земля) и нижнего (подземное царство), то у С. Есенина космическая модель мира двухчленна (небо и земля). К первому – верхнему миру – относятся небесные явления (небо, солнце, луна, звезды), ко второму ярусу – среднему – относятся земля, деревья, животные, человек, жилищные и другие строения. Эти ярусы очень тесно взаимосвязаны.

Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта. Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает , поет и шепчет, грустит и радуется.

Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.

Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность.

В древних мифах образ дерева был многозначен. Древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной.

Впрочем, для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли» : он не просто веровал в существование узловой завязи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.

Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман», герои которого – клен, березы и ивы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том , что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные , являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира , позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость.

Метафоризация образов – это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.