logo
Свиридов, билеты по литературе

Часть 2. Поэзия 1960–1990-х годов: эстетические общности, творческие индивидуальности.

«Тихая» и «громкая» поэзия

В период оттепели происходит мощное оживление всех сторон литературной жизни. Это в первую очередь относится к поэзии. Если в предшествующий период литературного развития главенствующее положение в литературе занимала эпическая проза, что было связано со стремлением осознать глобальные исторические процессы становления нового государства, то в 60-е годы художников больше интересует человеческая личность, её запросы, мечты, её переживания. Поэтому огромная роль начинает отводиться поэзии, которая способна наиболее образно и ярко отразить личностные впечатления.

60-е годы исследователи называют «поэтическим бумом». О поэзии говорят, спорят, она востребована как никогда.

Зачастую тиражи поэтических сборников разлетаются в одночасье. Как в эпоху 20-х годов, проводятся поэтические вечера и диспуты (в том же самом Политехническом музее в Москве). Но поэтические «возрождение» этим не ограничивается, поэзия, искусство, казалось бы, интимное, глубоко частное, выходит на стадионы: так велико число поклонников поэзии, что приходится проводит вечера на спортивных аренах.

В эту эпоху соперничают два основных поэтических направления: «громкая» («эстрадная») поэзия и «тихая лирика». К поэтам-«эстрадникам» следует отнести А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллину, Р. Рождественского.

Для «громкой поэзии», взятой в целом, характерен эмоциональный накал, резкие интонации, размашистый стиль, напоминающий поэтику В.В. Маяковского. «Эстрадники» ищут новые, неожиданные рифмы, сюжеты, создают новые слова («неологизмы»), им тесно в рамках традиционной поэзии. Их стихи призваны поднимать животрепещущие общественные проблемы, они обращены к современниками, стремятся всколыхнуть сознание читателя или слушателя. Для Е. Евтушенко «поэт в России – больше, чем поэт», он берёт на себя функции борца за правду, строителя новой действительности. В данной поэзии создаётся образ лирического героя, неравнодушного к социальным и культурным процессам, жаждущего обновления общества. «Эстрадники» действительно придали поэзии свежесть атмосферы, актуальность, провокационность. А. Вознесенский, архитектор по образованию, раскрыл аудио-визуальные возможности поэзии, участвуя в создании новых, синтетических художественных форм (проект «Видеомы», рок-опера «Юнона» и «Авось», созданная с участием поэта по мотивам его поэмы «Авось» и до сих пор с успехом идущая на сцене столичного театра «Ленком»).

Как явствует из самого названия, «тихая лирика» представляет собой антитезу «громкой поэзии». Она противостоит «эстрадным стихам» и по тематике, и по технике, и по темпераменту. «Тихая лирика» традиционна по поэтической форме, её ритм спокоен, мягок. В её основе – созерцание красоты природы, «малой родины», размышления о вечных вопросах бытия, о духовном мире человека, о смысле его существования, поиск нравственных ориентиров и основ в современном, меняющемся мире. Одной из таких основ становится для «лириков» окружающая природа, традиционная культура. Их можно назвать наследниками другого выдающего русского поэта ХХ века, С.А. Есенина. Ведущим представителем «тихой лирики» следует назвать замечательного поэта второй половины ХХ века, Николая Михайловича Рубцова.

СМОГ СМОГ (расшифровывается как «Смелость, Мысль, Образ, Глубина») — литературное объединение молодых поэтов, созданное Леонидом Губановым в январе 1965 года. Одно из первых в СССР и самое известное из творческих объединений, отказавшееся подчиняться контролю государственных и партийных инстанций.

Организаторами СМОГа были: Леонид Губанов, Юрий Кублановский, Владимир Алейников, Аркадий Пахомов. Через некоторое время в СМОГ также вошли Саша Соколов, Сергей Морозов, Вадим Делоне, Борис Дубин, Владимир Сергиенко, Татьяна Реброва, Александр Величанский,Владимир Бережков, Юлия Вишневская и другие — всего несколько десятков человек. К СМОГистам был близок художник Николай Недбайло. Почётным членом СМОГа был философ Арсений Чанышев.

Аббревиатура СМОГ расшифровывалась обычно как «Самое Молодое Общество Гениев», лозунгом которого был: «Смелость, Мысль, Образ, Глубина», а творческий девиз — «Сжатый Миг Отражённый Гиперболой». По свидетельству Юрия Кублановского первоначально СМОГ был аббревиатурой от слов «Смелость, Мысль, Образ, Глубина», а остальные значения появились позже.

История

Первое собрание участников СМОГа состоялось 12 февраля 1965 года в библиотеке им. Фурманова и включало в себя 15 человек.

Поэты, входившие в СМОГ, стихийно устраивали чтения на площади Маяковского, приняли участие в подготовке «митинга гласности». Выпустили несколько самиздатских сборников («Здравствуйте, мы гении», «Авангард», «Чу!», «Рикошет» и др.), издавали журнал «Сфинкс».

Власти преследовали смогистов — исключали из института, высылали из Москвы, насильственно помещали в психиатрические больницы и т. д.

Под давлением властей объединение просуществовало недолго. 14 апреля 1966 года состоялось последнее совместное чтение стихов.

Лиано́зовская шко́ла

Лиано́зовская шко́ла, Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов существовало с конца 1950-х до середины 70-х годов. Группа поэтов и художниковандеграунда собиравшихся в квартирке барачного дома в посёлке Лианозово, куда входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, а также художник и поэт Лев Кропивницкий. Центральной фигурой был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, а в конце 60-х годов появлялся молодой поэт из Харькова Эдуард Лимонов.

Группу принято относить к поставангардизму, с его экспериментом и взрывом канонов. Поэты уходят от претензии на абсолютность личности, свойственной авангарду начала века, агипертрофируют личностное начало и редуцируют лирическое «я» автора, оставляя только взгляд, который с беспристрастностью видеокамеры запечатлевает окружающий мир.

Дамба. Клумба. Облезлая липа.

Дом барачного типа.

Коридор. Восемнадцать квартир.

На стенке лозунг: МИРУ — МИР!

Во дворе Иванов

морит клопов, —

он — бухгалтер Гознака.

У Макаровых пьянка.

У Барановых драка.

(Игорь Холин)

Лианозовцы используют язык подчёркнуто непоэтический, тот, который звучит в бараках, в очереди, на заводах — язык маленького человека, отринутого на окраину жизни. В противовес советской поэзии, наполненной громокипящим пафосом, призывами борьбы с мещанством и т. д., группа ориентируется на инфантильную, аскетическую поэзию — такая оборотная сторона строек коммунизма.

Литературная студия «Луч» 

Литературная студия «Луч» — литературная студия, работающая при МГУ им. М. В. Ломоносова с осени 1968 года. Бессменный руководитель студии — писатель и историк Игорь Волгин.

Участниками студии в разные годы были такие известные в дальнейшем литераторы, как Сергей Гандлевский, Александр Сопровский, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Евгений Бунимович,Дмитрий Быков, Юлий Гуголев, Вера Павлова, Вадим Степанцов и другие. Группа «Московское время» и Орден куртуазных маньеристов сформировались в студии «Луч» соответственно в 1970-е и 1980-е гг.

Постмодернистские тенденции в поэзии

Именно на территории поэзии состоялась первая атака постмодернизма на рубежи официальной культуры. Еще в 1982 - 1986 годах происходят публичные выступления и появляются первые публикации И. Жданова, А. Еременко, А. Парщикова, позднее в центр внимания выдвигаются такие поэты, как Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, Е. Шварц, В. Друк, В. Коркия, Н. Искренко, Т. Щербина, И. Кутик, В. Кальпиди. Возникла даже своеобразная "популярная версия" новой поэзии, представленная поэтами-"иронистами" И. Иртеньевым, В. Салимоном, В. Вишневским. Поразительным в широком интересе публики, который эти поэты завоевали в конце 1980-х годов, было то, что, в отличие от поэзии "шестидесятников", лирика нового поколения была лишена ораторского и публицистического начал. Появление этой поэзии вызвало критическую дискуссию ("Литературная газета", 1984) о "сложной" поэзии и о праве поэта быть "непонятным" читателю. Не зная в большинстве случаев о постмодернизме, эти поэты называли себя авангардистами и метафористами (К. Кедров даже настаивал на термине "метаметафоризм"), подчеркивая свое активное противостояние не только официальной, но и традиционалистской эстетике в целом. Неудивительно, что эта поэзия подвергалась шельмованию в таких консервативных изданиях, как "Молодая гвардия", "Наш современник", "Литературная Россия".

Если первые публикации этих поэтов состоялись в "тамиздате" (парижский журнал "А - Я"), а в основном в "самиздате" начала 1980-х (единственное, пожалуй, исключение - сборник Ивана Жданова "Портрет", вышедший в издательстве "Современник" в 1982 году), то в период "гласности" постмодернистские стихи сначала появились в "экспериментальных" изданиях типа "Испытательного стенда" журнала "Юность" или экспериментального выпуска журнала "Урал" (1988, No 1), в альманахах "Зеркала" (1989), "Весть" (1989), "Вестник новой литературы"; позднее вышли персональные сборники всех сколько-нибудь заметных представителей этого направления. Примерно в конце 1980-х для Еременко, Кибирова, Жданова, Пригова, Рубинштейна открылась возможность публиковаться на страницах авторитетных "толстых" журналов - "Знамени", "Нового мира", "Дружбы народов". В 1990-е годы лирики "новой волны" заняли место современных классиков и законодателей эстетических вкусов, что было подтверждено присуждением им авторитетных литературных премий (немецкая Пушкинская премия 1993 года - Дмитрию Александровичу Пригову и Тимуру Кибирову, Малый Букер и Антибукер 1996 года - Сергею Ганддевскому, Антибукер 1997 года - Тимуру Кибирову, премия Академии современной русской словесности им. Аполлона Григорьева 1997 года - Ивану Жданову).