logo
Свиридов, билеты по литературе

Часть 1. В. Шукшин. Творческая биография и индивидуальность.

Шукшин Василий Макарович

Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух из них сыграл главные роли ("Печки-лавочки" – 1972, "Калина красная" – 1974).

В. Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей. Первая книга его первого романа "Любавины" (1959 – 1961) создавалась одновременно с первыми рассказами в общежитии ВГИКа, где он учился с 1954 по 1959 г. Опубликован роман в 1965 г. Он задумывался как семейное предание: фамилии его героев – это фамилии многих и сейчас живущих в родной деревне писателя Сростки на Алтае людей (Поповы, Байкаловы, Колокольниковы, Малюгины). Эти фамилии встречаются в рассказах и кинофильмах писателя, возможно, потому, что на творчество свое он смотрел как на единое целое. Прототипом Любавиных стала зажиточная семья Петровых (деревенское прозвище – Любавины), жившая в Сростках.

Роман "Я пришел дать вам волю" (1971) также о крестьянстве, но только триста лет тому назад. Стенька Разин интересовал писателя как гениальный организатор крестьянских масс в XVII в., вольнолюбие которого, самоотречение и бесстрашие живут и поныне в народных песнях, памяти народной. В его лице Шукшин нашел героя громадной судьбы, вписанного в историю русского крестьянства, способного высветить многие загадки этой истории.

Наряду с романами писатель создавал и повести, которые в силу своей драматургичности были либо экранизированы, либо поставлены в театрах и которые свидетельствовали о разносторонности писательского дарования: "Калина красная" – киноповесть (1973), "Точка зрения" – повесть-сказка (1974), "Энергичные люди" – сатирическая повесть для театра (1973), "А поутру они проснулись" – повесть для театра (1975), "До третьих петухов" (1975) – сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума.

Большая половина недолгой жизни писателя ушла на далекие от непосредственно мира иск-ва «жизненные университеты» - в самом жестком их варианте, гак подходящем для канонического образа «самородка из народа»: голодное детство в семье без отца, погибшего в застенках ОГПУ, неоконченная школа, необходимость раннего трудоустройства - колхозник, маляр, грузчик, слесарь-такелажник, ремонтник на железной дороге, строитель мостов. Служба на флоте - радист особого назначения (1949-53). После демобилизации экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, получает должность директора вечерней школы, преподаст лит-ру и историю в родном селе. В 1954 внезапно оставляет работу, уезжает в Москву, становится студентом режиссерского отд. ВГИКа, учится в мастерской М. Ромма, который всячески поддерживал одаренного парня с Алтая.

Несмотря на тяготы с жильем в Москве и поиски постоянного заработка, Ш. за короткое время создает здесь книжку рассказов, одновременно работая и над романом, энергично осваивает новую специальность кинорежиссера, ярко проявляет себя в качестве актера (к/ф «Два Федора», «Аленка» и др.) - в дальнейшем его актерскому таланту кино будет обязано такими запоминающимися образами, как сибиряк Лопахин в к/ф «Они сражались за Родину», Лыков в «Простой истории» и др. За роль директора комбината Черных в к/ф С. Герасимова «У озера» Ш. получил Гос. премию СССР (1971). За свои собственные картины будет удостоен Ленинской пре мии - уже посмертно (1976).