Часть 3. Разнообразие концепций и форм сатиры в русской литературе хх века.
Сатира в отечественной литературе XX века пережила годы бурного расцвета и, по выражению одного из критиков, «ледниковый период». Первый взлет ее — прежде всего журналистики — произошел в начале века после издания в ноябре 1905 года «Временного положения о русской печати и свободе слова». Отменялась любая предварительная цензура. Разрешалось открывать собственные газеты и журналы. В 1905—1907 годах в стране выходило более трехсот сатирических и юмористических изданий. «Бич», «Плеть», «Скорпион», «Пулемет», «Жупел», «Пощечина» — в названиях отражалось активное желание обличать, клеймить, жалить. Многие, если не большинство этих изданий, оказались недолговечными и не оставили никакого следа в истории литературы. Однако среди журналов-однодневок существовал блестящий образец сатирического издания—журнал «Сатирикон», собравший под своей крышей многих талантливых авторов: А. Аверченко, Н. Тэффи, Сашу Черного, А. Бухова и др.
Выдержали проверку временем — долгим забвением, обвинениями в беспринципности и безыдейности — сатирические фельетоны В. Дорошевича. Пробовали себя в сатирических жанрах М. Горький и А. Блок, А. Куприн и Ф. Сологуб. «Не слушайте нашего смеха, слушайте ту боль, которая за ним»,— говорил А. Блок. «Смейтесь, чтобы не плакать»,— советовал В. Дорошевич. Юмором от отчаяния, «смехом на кладбище» назвал сатиру этих лет В. Воинов.
Следующий этап в истории литературы, когда сатирические жанры бурно развивались,— 20-е годы. Несмотря на рапповскую критику, преследование всего «непролетарского», в это десятилетие созданы замечательные сатирические произведения М. Зощенко и А. Платоновым, П. Романовым и Е. Зозулей, И. Ильфом и Е. Петровым, М. Булгаковым и Ю. Олешей. Не все их книги увидели свет при жизни авторов, многие подверглись уничтожающей критике, но правда их восторжествовала.
На Западе в 20-е годы издавались А. Аверченко, Саша Черный, Н. Тэффи, после неожиданного отзыва Ленина А. Аверченко стали печатать и в Советской России.
В 30-е годы сатира в отечественной литературе идет на спад. Последним «прорывом» можно считать публикацию «Золотого теленка» в 1933 году (журнальный вариант — 1931). «Смешно думать о настоящей сатире,— замечал Зощенко.— Привычные темы, которыми полна моя записная книжка, увы, сейчас не актуальны,— там ничего нет о силосах и об отсутствии тары…»
Когда уже после войны, в 1946 году, клеймили М. Зощенко, то и покойным И. Ильфу и Е. Петрову «припечатали» задним числом за «путешествие плутов по стране дураков». И не просто в рецензии помянули недобрым словом, но из библиотек изымали их книгу, сочтя «грубой ошибкой» ее публикацию.
Робкие попытки возродить сатирические жанры относятся уже к концу 60-х — началу 70-х годов. В работе, посвященной «миру сатирического произведения», С. Голубков утверждает, что наиболее характерные сатирические книги, как правило, появляются в «откровенно застойные, неподвижные периоды отечественной истории». Однако эта связь относительна, ибо созданные произведения в лучшем случае допускались в печать в «приглаженном», усеченном виде, а истолковывались без учета авторского замысла. Примером может быть творчество Ф. Искандера, из произведений которого изымались целые главы («Пиры Валтасара» в «Сандро из Чегема»), а политическая притча «Кролики и удавы» задержалась с выходом более чем на полтора десятилетия. И вместе с тем в 70-е годы появляются сатирическая пьеса В. Шукшина «Энергичные люди» и его сатирическая сказка «До третьих петухов».
Сатирическая проза последнего десятилетия не отличается разнообразием. Ведущим ее жанром остается короткий рассказ. Наиболее успешно в этом жанре выступают те, кто начинал в самые неблагоприятные для сатиры годы,— М. Жванецкий, С. Альтов, из более молодых — В. Пелевин.
Определяя отличительные признаки сатиры как литературного жанра, А. Вулис характеризовал позицию автора: «Сатирик ненавидит, а не просто видит; пересматривает, а не просто смотрит». Сатирик делает ставку на смех, а не на риторику судебных приговоров. Обнаружить комизм персонажа — это и есть для сатирического романа «наказать», «покарать». Сатира ломает картину монолитного единогласия, становится выразителем несанкционированных точек зрения.
Билет №14
- Часть 1. А. Блок. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман е. Замятина «Мы» как антиутопия.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1920-х годов
- Часть 1. М. Горький. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная культура в изображении м. Булгакова.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1930-х годов
- Часть 1. Б. Пастернак. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. А. Платонов как революционный писатель и критик революции.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода 1940–1955 годов.
- Часть 1. А. Ахматова. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман ю. Олеши «Зависть».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1960-х и 1970-х годов.
- Часть 1. А. Платонов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода общественных преобразований («перестройка» и 1990-е годы).
- Часть 1. В. Маяковский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. М. Шолохов как создатель эпоса двух эпох («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
- Часть 3. Культурный конфликт революционного и эволюционного, его роль в истории русской литературы.
- Часть 1. О. Мандельштам. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная Россия в изображении а. Блока.
- Часть 3. Жанр романа в 1920-е – 1930-е годы: развитие, достижения.
- Часть 1. С. Есенин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэмы а. Ахматовой.
- Часть 3. «Пролетарская культура» как фактор истории литературы 1920-х годов.
- Часть 1. М. Булгаков. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Человек и мир в поэзии м. Цветаевой.
- Часть 3. Модернистские концепции революционного искусства. Непролетарская революционная литература.
- Часть 1. А. Фадеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Деревня, город, революция, миф в поэзии с. Есенина.
- Часть 3. Проблема «нового человека» в литературе послереволюционного времени.
- Часть 1. Э. Багрицкий. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. В. Маяковский после революции: обновление мира и обновление искусства.
- Часть 3. Акмеистическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. Д. Хармс. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Мир, культура, слово в поэзии о. Мандельштама.
- Часть 3. Футуристическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. И. Бабель. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия б. Пастернака: о жизни, красоте, предназначении человека.
- Часть 3. Разнообразие концепций и форм сатиры в русской литературе хх века.
- Часть 1. М. Шолохов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Драматургия 1920-х – 1930-х годов (м. Булгаков, в. Маяковский и др.).
- Часть 3. Социалистический реализм как эстетическое явление.
- Часть 1. А. Твардовский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Творчество писателей объединения «обэриу»: образ мира, поэтические принципы, эстетика.
- Часть 3. Роль Союза советских писателей в литературной истории.
- Часть 1. В. Шукшин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Великая отечественная война в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Твардовский, в. Быков, а. Ахматова, а. Астафьев и др.).
- Часть 3. Литературно-художественный авангард.
- Часть 1. В. Астафьев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Гулаг в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Солженицын, в. Шаламов).
- Часть 3. Русская реалистическая литература в хх веке.
- Часть 1. И. Бродский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Герой, конфликт, образ мира в драматургии а. Вампилова.
- Часть 3. Пути и достижения русского модернизма в хх веке.
- Часть 1. А. Вампилов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия 1960–1990-х годов: эстетические общности, творческие индивидуальности.
- Часть 3. «Демонтаж» соцреализма в литературе 1960-х — 1990-х годов.
- Часть 1. В. Аксенов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Русский постмодернистский роман (на любом примере, по выбору студента).
- Часть 3. Жанры «малой прозы» в русской литературе второй половины хх века.
- Часть 1. Венедикт Ерофеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. «Деревенская проза»: образы мира, деревни, человека (в. Шукшин, в. Астафьев, в. Распутин и др., по выбору студента).
- Часть 3. Феномен «деревенской прозы».
- Часть 1. С. Довлатов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэма «Москва–Петушки» в. Ерофеева.
- Часть 3. Феномен русского постмодернизма.
- Часть 1. А. Солженицын. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 3. Постмодернистские рефлексии литературных и культурных традиций (русский опыт).