Часть 2. «Деревенская проза»: образы мира, деревни, человека (в. Шукшин, в. Астафьев, в. Распутин и др., по выбору студента).
"Деревенская проза" стала существенным звеном литературного процесса. Ее создатели были первыми, кто на рубеже 1960 - 1970-х годов остро почувствовал надвинувшуюся беду - дефицит духовности, кто первым оценил ее как главную тенденцию времени. Деревенская жизнь и деревенский человек в их книгах ценны не столько как социологические феномены, сколько как емкие художественные образы, в которых наиболее явственно выразились сдвиг, сбой, чувство распутья, переживаемые всем нашим обществом, всеми его слоями. Не умиление народом, а тревога за его духовное здоровье пронизывает книги мастеров "деревенской прозы". В своих деревенских жителях они открывают не легендарную успокоительную цельность, а реальный драматический надрыв, разлом, проходящий через душу. Они не описывают "готовый" народный характер, берут его не в статике, а в динамике, которая оказывается процессом мучительного самопреодоления стихийного, "нутряного" существования. И приводят они своих героев не в президиумы торжественных заседаний и не на благостные литургии, а на совестный суд, где сам человек выносит себе беспощадный нравственный приговор.
Они же, мастера "деревенской прозы", первыми начали активный поиск путей преодоления дефицита духовности. Успех их ждал на путях исследования глубинных основ нравственности, когда открылась корневая связь между философским постижением мира человеком и принципами его поведения в мире: нормами отношений его с другими людьми, со своим народом, с человечеством.
"Деревенская проза" выработала особую поэтику, ориентированную на поиск этих глубинных опор духовного существования. Доминирующим принципом этой поэтики явилось стремление прозреть в непосредственно данном жизненном материале символы Вечного. И писатели-деревенщики действительно находят эти символы. Парадоксально, но именно установка на реалистически подробную пластичность письма, насыщенность самого изображения лирическим пафосом стала способом проявления этих символов в мозаике деревенской жизни. Субъективно создатели "деревенской прозы" ищут религиозные устои жизни, т. е. те основы, на которых держится духовный мир отдельного человека и народа в целом - понятия Бога, святости, духовного подвига, поклонения, паломничества, служения и т. п. Но эти символы чаще всего обретают плоть в микро- и макрообразах предметного мира. Фактически эти образы становятся воплощением мистического пласта народного сознания - того, что можно назвать национальным коллективным-бессознательным, а именно системы рационально невыраженных, но интуитивно принятых верований, чувствований и идеалов, которые в течение многих столетий определяли нравственный кодекс народной жизни.
Следуя демократической традиции русской литературы, связывающей понятие идеала с народом, творцы "деревенской прозы" тоже видят в народе носителя идеала, но носителя именно нравственных ценностей, тех, которые вырастают не на почве классовой идеологии и умозрительных социальных доктрин, а на почве бытия, житейского опыта, труда на земле, в непосредственном контакте с природой. Такое представление об эстетическом идеале отстаивалось всем массивом "деревенской прозы". И это было ново и свежо по сравнению с соцреалистическим идеалом. "Простой советский человек" потерял эпитет "советский", его образ стал определяться не идеологическими, а бытийственными координатами - землей, природой, семейными заботами, устоями деревенского уклада.
Василий Шукшин
Начинал В. Шукшин (1927 - 1974) с горделивого любования сильным самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать, верно следовать своему естественному здравому смыслу, сминая по пути все барьеры обывательской плоской логики. А. Н. Макаров писал о Шукшине: ". . . он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, не сравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет". Действительно, такое суммарное впечатление создавалось при чтении произведений, написанных Шукшиным на рубеже 1950 1960-х годов. И это впечатление - не без помощи критики - стало канонизироваться.
Однако общий тон в работах Шукшина, написанных в последние годы его жизни, стал иным, здесь перевешивает новый поэтический пафос.
Если раньше Шукшин любовался веской цельностью своих парней, то теперь, вспоминая жизнь дяди Ермолая, колхозного бригадира, и других таких же вечных тружеников, добрых и честных людей, герой-повествователь, очень близкий автору, задумывается:
. . . что, был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или не было никакого смысла, а была одна работа, работа?. . Работали, да детей рожали. Видел же я потом других людей. . . Вовсе же не лодырей, нет, но. . . свою жизнь они понимали иначе. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только, когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее?
Утверждение, некогда принимавшееся как аксиома, сменилось сомнением. Нет, герой-повествователь, человек, видимо, современный, образованный, городской, не отдает предпочтения своему пониманию жизни перед тем, как жили дядя Ермолай, дед его, бабка. Он не знает, "кто из нас прав, кто умнее". Он самое сомнение делает объектом размышления, старается втянуть в него читателя.
В рассказе Шукшина господствует диалог. Это и диалог в его классическом виде - как обмен репликами между персонажами ("Хозяин бани и огорода", "Охота жить!", "Срезал", "Космос, нервная система и шмат сала") или как пытание героем самого себя ("Думы", "Страдания молодого Ваганова"). Это и диалог в монологе - как явная или неявная полемика героя с чужим сознанием, представленным в голосе героя в виде зоны чужой речи ("Штрихи к портрету", "Алеша Бесконвойный"), или как разноголосье в речи самого героя, обнажающее противоречивость его собственного сознания ("Раскас", "Постскриптум", "Два письма", "Миль пардон, мадам!"), порой в одном рассказе переплетаются несколько форм диалога ("Верую!", "Письмо", "Земляки").
Всеохватывающая диалогичность шукшинского рассказа создает ощущение того, что речь идет о нашей общей мысли, которая живет в тугом узле позиций всех, кто явно или неявно участвует в философском споре. Истина где-то там, внутри общего размышления. Герою она никак не дается в руки. Больше того, чем увереннее судит какой-нибудь старик Баев или Н. Н. Князев, "гражданин и человек", о смысле жизни, тем дальше от этого смысла он отстоит.
Любимые герои Шукшина, натуры сильные, нравственно чуткие, пребывают в состоянии жестокого внутреннего разлада.
- Часть 1. А. Блок. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман е. Замятина «Мы» как антиутопия.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1920-х годов
- Часть 1. М. Горький. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная культура в изображении м. Булгакова.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1930-х годов
- Часть 1. Б. Пастернак. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. А. Платонов как революционный писатель и критик революции.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода 1940–1955 годов.
- Часть 1. А. Ахматова. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман ю. Олеши «Зависть».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1960-х и 1970-х годов.
- Часть 1. А. Платонов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода общественных преобразований («перестройка» и 1990-е годы).
- Часть 1. В. Маяковский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. М. Шолохов как создатель эпоса двух эпох («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
- Часть 3. Культурный конфликт революционного и эволюционного, его роль в истории русской литературы.
- Часть 1. О. Мандельштам. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная Россия в изображении а. Блока.
- Часть 3. Жанр романа в 1920-е – 1930-е годы: развитие, достижения.
- Часть 1. С. Есенин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэмы а. Ахматовой.
- Часть 3. «Пролетарская культура» как фактор истории литературы 1920-х годов.
- Часть 1. М. Булгаков. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Человек и мир в поэзии м. Цветаевой.
- Часть 3. Модернистские концепции революционного искусства. Непролетарская революционная литература.
- Часть 1. А. Фадеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Деревня, город, революция, миф в поэзии с. Есенина.
- Часть 3. Проблема «нового человека» в литературе послереволюционного времени.
- Часть 1. Э. Багрицкий. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. В. Маяковский после революции: обновление мира и обновление искусства.
- Часть 3. Акмеистическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. Д. Хармс. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Мир, культура, слово в поэзии о. Мандельштама.
- Часть 3. Футуристическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. И. Бабель. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия б. Пастернака: о жизни, красоте, предназначении человека.
- Часть 3. Разнообразие концепций и форм сатиры в русской литературе хх века.
- Часть 1. М. Шолохов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Драматургия 1920-х – 1930-х годов (м. Булгаков, в. Маяковский и др.).
- Часть 3. Социалистический реализм как эстетическое явление.
- Часть 1. А. Твардовский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Творчество писателей объединения «обэриу»: образ мира, поэтические принципы, эстетика.
- Часть 3. Роль Союза советских писателей в литературной истории.
- Часть 1. В. Шукшин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Великая отечественная война в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Твардовский, в. Быков, а. Ахматова, а. Астафьев и др.).
- Часть 3. Литературно-художественный авангард.
- Часть 1. В. Астафьев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Гулаг в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Солженицын, в. Шаламов).
- Часть 3. Русская реалистическая литература в хх веке.
- Часть 1. И. Бродский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Герой, конфликт, образ мира в драматургии а. Вампилова.
- Часть 3. Пути и достижения русского модернизма в хх веке.
- Часть 1. А. Вампилов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия 1960–1990-х годов: эстетические общности, творческие индивидуальности.
- Часть 3. «Демонтаж» соцреализма в литературе 1960-х — 1990-х годов.
- Часть 1. В. Аксенов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Русский постмодернистский роман (на любом примере, по выбору студента).
- Часть 3. Жанры «малой прозы» в русской литературе второй половины хх века.
- Часть 1. Венедикт Ерофеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. «Деревенская проза»: образы мира, деревни, человека (в. Шукшин, в. Астафьев, в. Распутин и др., по выбору студента).
- Часть 3. Феномен «деревенской прозы».
- Часть 1. С. Довлатов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэма «Москва–Петушки» в. Ерофеева.
- Часть 3. Феномен русского постмодернизма.
- Часть 1. А. Солженицын. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 3. Постмодернистские рефлексии литературных и культурных традиций (русский опыт).