Часть 3. Культурный конфликт революционного и эволюционного, его роль в истории русской литературы.
Культурные парадигмы.
Культурная сфера определялась конкуренцией двух культурных типов:
- Революционная
- Эволюционная
Революционная – тот тип, что породил революцию. Обе эти культуры были современны, развиты философами, не были «разовыми», народными. Они имют свои традиционные народные корни. Все критики тянули свои культуры в древность. Есть своя почва 0 они обе уходят корнями в 19 век. Ни одна не была ипортной. Нет маркированности. Они – крылья русского разгрома и менталитета.
Эта вражда двух культурных парадигм, которые привели к глубокому культурному (культурологическому?) разлому в 10-е годы.
Различие типов:
Концепция времени
Эволюционная культура представляет время как непрерывное, равномерное, неимеющее конца и начала… Здесь вернее сказать – конец и начало времени мыслятся как неизмеримо удаленные от сегодня. Символичным образом такого времени мыслится река (русская река).
Революционная культурная модель времени – время неравномерно, прерывисто, начало и/или конец времени приближены к сегодня. Время зависимо от воли человека, он способен им управлять. Образ – скачущая лошадь.
Человек воздействует на время – это формула революции.
Революция всегда стремится начать историю заново или уничтожить её вообще (у Платонова).
Антропология – концепция человека
В представлении эволюционной культуры человек есть индивидуальность и личность. Он – единица и самодостаточен. Он космос – современное, идеальное, неповторимое создание бытия. Вселенная снаружи, вселенная внутри. Представление о ценности этой личности. Эволючионная культура представляет идентичность человека, как личную идентичность.
Бытие человека принадлежит (?) всему, что ни есть он. => гумаистические ценности.
20 век хранит их, но именно он прошел самую глубокую, черну. Эпоху сомнений в них.
Революционная (русская) концепция:
Идентичность человека не личная, а коллективная. Человек есть то, чем он является в коллективе => человек зависим от коллектива. Коллектив без человека обойтись может, а человек – нет. «Незаменимых у нас нет» (Сталин). => требовалась новая этика в связи с новой антропологией – крооективистская этика – интересы коллектива выше интересов любой личности => тема самопожертвования.
Нечто своей личное приносится в жертву коллектива (революционная литература)
Новая этика порождала новую мораль. Она строилась вокруг коллектива – то, что хорошо для коллектива – благо, даже если это зло для личности.
Зло человеку – нге зло, если оно для коллектива.
(относительная, функциональная мораль. Утверждение их есть утверждение революции).
В 20-е годы в русской литературе уже с предреволюционных начинает накапливать и вынашивать в себе новую модель человека. Новая версия человека – коллективист, самоотречение ради идеи, отказ от традиционной морали, принятие новой, перешагнуть через другого ради коллектива. Человек нового поколения.
Эволюционная концепция такого человека отвергает, но работает над теми же темпами.(«Собачье сердце»)
Натурфилософия - природа
Эволючионная концепция: природа есть среда, породившая человека и остающаяся его средой существования. Человек не может жить без природы. Он сам является природным существом. Дитя природы. Человек сам содержит в себе природу, является ей. Человек – пересечение природы и культуры. Культура – все, что не природа.
Революционная культура представляет человек и природу, как враждебные друг другу начала. Человек стал человеком, так как он боролся с природой. До конца он так человеком и не стал, так как он все ещё от природы зависим. Но он может её полностью победить => Утопия.
Одна из главных тем революции – победа над природой.
(Утилитарная) аграрная концепция природы = выведенная из психологии мужика-крестьянина. Борьба с природными силами, выживание, против снега, ветра, дождей, леса, зверей и т.д.
Сибирь => это, наверное, русская концепция.
Идея победы над природой – идеологическая черта революции. Главный фронт борьбы человека с природой – сам человек. Фронты социальный и идеологический: искоренение природных свойств человека.
Уничтожение стихийности – чувств, любви, эроса + фантазия, мечтательность, чувственность. (Олеша «Завсить», Замятин «Мы»)
Билет №7
- Часть 1. А. Блок. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман е. Замятина «Мы» как антиутопия.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1920-х годов
- Часть 1. М. Горький. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная культура в изображении м. Булгакова.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1930-х годов
- Часть 1. Б. Пастернак. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. А. Платонов как революционный писатель и критик революции.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода 1940–1955 годов.
- Часть 1. А. Ахматова. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман ю. Олеши «Зависть».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1960-х и 1970-х годов.
- Часть 1. А. Платонов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода общественных преобразований («перестройка» и 1990-е годы).
- Часть 1. В. Маяковский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. М. Шолохов как создатель эпоса двух эпох («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
- Часть 3. Культурный конфликт революционного и эволюционного, его роль в истории русской литературы.
- Часть 1. О. Мандельштам. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная Россия в изображении а. Блока.
- Часть 3. Жанр романа в 1920-е – 1930-е годы: развитие, достижения.
- Часть 1. С. Есенин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэмы а. Ахматовой.
- Часть 3. «Пролетарская культура» как фактор истории литературы 1920-х годов.
- Часть 1. М. Булгаков. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Человек и мир в поэзии м. Цветаевой.
- Часть 3. Модернистские концепции революционного искусства. Непролетарская революционная литература.
- Часть 1. А. Фадеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Деревня, город, революция, миф в поэзии с. Есенина.
- Часть 3. Проблема «нового человека» в литературе послереволюционного времени.
- Часть 1. Э. Багрицкий. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. В. Маяковский после революции: обновление мира и обновление искусства.
- Часть 3. Акмеистическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. Д. Хармс. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Мир, культура, слово в поэзии о. Мандельштама.
- Часть 3. Футуристическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. И. Бабель. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия б. Пастернака: о жизни, красоте, предназначении человека.
- Часть 3. Разнообразие концепций и форм сатиры в русской литературе хх века.
- Часть 1. М. Шолохов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Драматургия 1920-х – 1930-х годов (м. Булгаков, в. Маяковский и др.).
- Часть 3. Социалистический реализм как эстетическое явление.
- Часть 1. А. Твардовский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Творчество писателей объединения «обэриу»: образ мира, поэтические принципы, эстетика.
- Часть 3. Роль Союза советских писателей в литературной истории.
- Часть 1. В. Шукшин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Великая отечественная война в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Твардовский, в. Быков, а. Ахматова, а. Астафьев и др.).
- Часть 3. Литературно-художественный авангард.
- Часть 1. В. Астафьев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Гулаг в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Солженицын, в. Шаламов).
- Часть 3. Русская реалистическая литература в хх веке.
- Часть 1. И. Бродский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Герой, конфликт, образ мира в драматургии а. Вампилова.
- Часть 3. Пути и достижения русского модернизма в хх веке.
- Часть 1. А. Вампилов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия 1960–1990-х годов: эстетические общности, творческие индивидуальности.
- Часть 3. «Демонтаж» соцреализма в литературе 1960-х — 1990-х годов.
- Часть 1. В. Аксенов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Русский постмодернистский роман (на любом примере, по выбору студента).
- Часть 3. Жанры «малой прозы» в русской литературе второй половины хх века.
- Часть 1. Венедикт Ерофеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. «Деревенская проза»: образы мира, деревни, человека (в. Шукшин, в. Астафьев, в. Распутин и др., по выбору студента).
- Часть 3. Феномен «деревенской прозы».
- Часть 1. С. Довлатов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэма «Москва–Петушки» в. Ерофеева.
- Часть 3. Феномен русского постмодернизма.
- Часть 1. А. Солженицын. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 3. Постмодернистские рефлексии литературных и культурных традиций (русский опыт).