logo
Свиридов, билеты по литературе

Часть 3. Культурный конфликт революционного и эволюционного, его роль в истории русской литературы.

Культурные парадигмы.

Культурная сфера определялась конкуренцией двух культурных типов:

- Революционная

- Эволюционная

Революционная – тот тип, что породил революцию. Обе эти культуры были современны, развиты философами, не были «разовыми», народными. Они имют свои традиционные народные корни. Все критики тянули свои культуры в древность. Есть своя почва 0 они обе уходят корнями в 19 век. Ни одна не была ипортной. Нет маркированности. Они – крылья русского разгрома и менталитета.

Эта вражда двух культурных парадигм, которые привели к глубокому культурному (культурологическому?) разлому в 10-е годы.

Различие типов:

Концепция времени

Эволюционная культура представляет время как непрерывное, равномерное, неимеющее конца и начала… Здесь вернее сказать – конец и начало времени мыслятся как неизмеримо удаленные от сегодня. Символичным образом такого времени мыслится река (русская река).

Революционная культурная модель времени – время неравномерно, прерывисто, начало и/или конец времени приближены к сегодня. Время зависимо от воли человека, он способен им управлять. Образ – скачущая лошадь.

Человек воздействует на время – это формула революции.

Революция всегда стремится начать историю заново или уничтожить её вообще (у Платонова).

Антропология – концепция человека

В представлении эволюционной культуры человек есть индивидуальность и личность. Он – единица и самодостаточен. Он космос – современное, идеальное, неповторимое создание бытия. Вселенная снаружи, вселенная внутри. Представление о ценности этой личности. Эволючионная культура представляет идентичность человека, как личную идентичность.

Бытие человека принадлежит (?) всему, что ни есть он. => гумаистические ценности.

20 век хранит их, но именно он прошел самую глубокую, черну. Эпоху сомнений в них.

Революционная (русская) концепция:

Идентичность человека не личная, а коллективная. Человек есть то, чем он является в коллективе => человек зависим от коллектива. Коллектив без человека обойтись может, а человек – нет. «Незаменимых у нас нет» (Сталин). => требовалась новая этика в связи с новой антропологией – крооективистская этика – интересы коллектива выше интересов любой личности => тема самопожертвования.

Нечто своей личное приносится в жертву коллектива (революционная литература)

Новая этика порождала новую мораль. Она строилась вокруг коллектива – то, что хорошо для коллектива – благо, даже если это зло для личности.

Зло человеку – нге зло, если оно для коллектива.

(относительная, функциональная мораль. Утверждение их есть утверждение революции).

В 20-е годы в русской литературе уже с предреволюционных начинает накапливать и вынашивать в себе новую модель человека. Новая версия человека – коллективист, самоотречение ради идеи, отказ от традиционной морали, принятие новой, перешагнуть через другого ради коллектива. Человек нового поколения.

Эволюционная концепция такого человека отвергает, но работает над теми же темпами.(«Собачье сердце»)

Натурфилософия - природа

Эволючионная концепция: природа есть среда, породившая человека и остающаяся его средой существования. Человек не может жить без природы. Он сам является природным существом. Дитя природы. Человек сам содержит в себе природу, является ей. Человек – пересечение природы и культуры. Культура – все, что не природа.

Революционная культура представляет человек и природу, как враждебные друг другу начала. Человек стал человеком, так как он боролся с природой. До конца он так человеком и не стал, так как он все ещё от природы зависим. Но он может её полностью победить => Утопия.

Одна из главных тем революции – победа над природой.

(Утилитарная) аграрная концепция природы = выведенная из психологии мужика-крестьянина. Борьба с природными силами, выживание, против снега, ветра, дождей, леса, зверей и т.д.

Сибирь => это, наверное, русская концепция.

Идея победы над природой – идеологическая черта революции. Главный фронт борьбы человека с природой – сам человек. Фронты социальный и идеологический: искоренение природных свойств человека.

Уничтожение стихийности – чувств, любви, эроса + фантазия, мечтательность, чувственность. (Олеша «Завсить», Замятин «Мы»)

Билет №7