Часть 2. А. Платонов как революционный писатель и критик революции.
«Художник социального абсурда» (Бродский Котлован - Мичиган, 1973, с.4.)
«Котлован» - это и есть квинтэссенция исторической абсурдности социализма. Такой приговор социализму, выносимый от имени авторитета Платонова, который прошел Революцию, и Гражданскую войну, и при этом не был «замазан» ни партийным усердием, ни литературным услужением, и более того, «снискал» неодобрение лично у самого Сталина - сегодня звучит особенно обречено, отказывая оппоненту в праве на любой род возражений.
Человек и революция. Платонову надо было понять, что «есть существование людей, это серьезно или нарочно?». И ответ на этот вопрос Платонов ищет в Революции, в которой он видит не только преобразовательный пафос, «но и то, что в нее было внесено случайными потоками, которые, тем не менее, также ее лицо. Кроме того, Платонов показывает во всем откровении действия разрушительной силы революции». И, тем не менее, согласно В.Чалмаеву: «Октябрьская революция представляется многим платоновским героям не чужой «игрой» или «затеей», а напротив кровным выстраданным делом».
Это отвечает и взглядам самого писателя, который с одной стороны утверждает: «Счастье нельзя соорудить на «щепках» капитализма», соответственно - «Революция как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумать», а с другой - показывает «фасадное единомыслие», опасность оказенивания, формализация народной инициативы, бюрократическое благополучие как суррогат счастья. И эту сторону социализма он показывает, «доводя ее до катастрофического предела». Действительно Платонов видит многие противоречия Революции, другое дело, что он не всегда дает им диалектическое разрешение. Но в глазах бюрократии («писчей стервы», «сусликов, поедающих рожь» - так ее называет один из его героев) понятие «противоречие» в то время расценивалось только как двусмысленность. Кстати, такой антидиалектический подход характерен не только для сталинистов, но и для современных либералов, поэтому неслучайно, и те, и другие сомнения платоновских героев расценивают только как проявление их неверия в идеи и дело социализма.
В этой рубрике мы даем рассказ А. Платонова «Родина электричества», в котором писатель, будучи электротехником и мелиоратором, с полным знанием показывает уже практическую сторону отношения Человека и Революции во всей откровенности его реальных противоречий, например, между историческим замыслом социализма и человеческой ценой его осуществления. Обычный интеллигент просто уходит от этого противоречия. Рабочий интеллигент Платонов в лице своего героя находит в себе мужество не прятаться, а вступить в «рукопашную» с ним, взяв на себя нравственную ответственность за «человеческую цену» разрешения этого противоречия.
Такая позиция как раз и давала ему моральное право самому быть носителем общественных противоречий, в частности, между его подходами как субъекта культуры и субъектом социального творчества. Например, будучи поборником ленинского плана электрификации, писатель выражает следующее недоумение: «Неужели время не движется, и до сих пор Христос, Шелли, Байрон, Толстой интересней электрификации?». Писатель Платонов отвечает: «люди, а не боги смотреть назначены вперед». Практик Платонов говорит: «Революция - как паровоз. И революционеры должны быть машинистами».
http://www.history.vuzlib.net/book_o022_page_2.html - ссылка на рассказ «Родина электричества».
- Часть 1. А. Блок. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман е. Замятина «Мы» как антиутопия.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1920-х годов
- Часть 1. М. Горький. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная культура в изображении м. Булгакова.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1930-х годов
- Часть 1. Б. Пастернак. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. А. Платонов как революционный писатель и критик революции.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода 1940–1955 годов.
- Часть 1. А. Ахматова. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман ю. Олеши «Зависть».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1960-х и 1970-х годов.
- Часть 1. А. Платонов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода общественных преобразований («перестройка» и 1990-е годы).
- Часть 1. В. Маяковский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. М. Шолохов как создатель эпоса двух эпох («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
- Часть 3. Культурный конфликт революционного и эволюционного, его роль в истории русской литературы.
- Часть 1. О. Мандельштам. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная Россия в изображении а. Блока.
- Часть 3. Жанр романа в 1920-е – 1930-е годы: развитие, достижения.
- Часть 1. С. Есенин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэмы а. Ахматовой.
- Часть 3. «Пролетарская культура» как фактор истории литературы 1920-х годов.
- Часть 1. М. Булгаков. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Человек и мир в поэзии м. Цветаевой.
- Часть 3. Модернистские концепции революционного искусства. Непролетарская революционная литература.
- Часть 1. А. Фадеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Деревня, город, революция, миф в поэзии с. Есенина.
- Часть 3. Проблема «нового человека» в литературе послереволюционного времени.
- Часть 1. Э. Багрицкий. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. В. Маяковский после революции: обновление мира и обновление искусства.
- Часть 3. Акмеистическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. Д. Хармс. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Мир, культура, слово в поэзии о. Мандельштама.
- Часть 3. Футуристическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. И. Бабель. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия б. Пастернака: о жизни, красоте, предназначении человека.
- Часть 3. Разнообразие концепций и форм сатиры в русской литературе хх века.
- Часть 1. М. Шолохов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Драматургия 1920-х – 1930-х годов (м. Булгаков, в. Маяковский и др.).
- Часть 3. Социалистический реализм как эстетическое явление.
- Часть 1. А. Твардовский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Творчество писателей объединения «обэриу»: образ мира, поэтические принципы, эстетика.
- Часть 3. Роль Союза советских писателей в литературной истории.
- Часть 1. В. Шукшин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Великая отечественная война в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Твардовский, в. Быков, а. Ахматова, а. Астафьев и др.).
- Часть 3. Литературно-художественный авангард.
- Часть 1. В. Астафьев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Гулаг в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Солженицын, в. Шаламов).
- Часть 3. Русская реалистическая литература в хх веке.
- Часть 1. И. Бродский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Герой, конфликт, образ мира в драматургии а. Вампилова.
- Часть 3. Пути и достижения русского модернизма в хх веке.
- Часть 1. А. Вампилов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия 1960–1990-х годов: эстетические общности, творческие индивидуальности.
- Часть 3. «Демонтаж» соцреализма в литературе 1960-х — 1990-х годов.
- Часть 1. В. Аксенов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Русский постмодернистский роман (на любом примере, по выбору студента).
- Часть 3. Жанры «малой прозы» в русской литературе второй половины хх века.
- Часть 1. Венедикт Ерофеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. «Деревенская проза»: образы мира, деревни, человека (в. Шукшин, в. Астафьев, в. Распутин и др., по выбору студента).
- Часть 3. Феномен «деревенской прозы».
- Часть 1. С. Довлатов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэма «Москва–Петушки» в. Ерофеева.
- Часть 3. Феномен русского постмодернизма.
- Часть 1. А. Солженицын. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 3. Постмодернистские рефлексии литературных и культурных традиций (русский опыт).