logo
Свиридов, билеты по литературе

Часть 2. А. Платонов как революционный писатель и критик революции.

«Художник социального абсурда» (Бродский Котлован - Мичиган, 1973, с.4.)

«Котлован» - это и есть квинтэссенция исторической абсурдности социализма. Такой приговор социализму, выносимый от имени авторитета Платонова, который прошел Революцию, и Гражданскую войну, и при этом не был «замазан» ни партийным усердием, ни литературным услужением, и более того, «снискал» неодобрение лично у самого Сталина - сегодня звучит особенно обречено, отказывая оппоненту в праве на любой род возражений.

Человек и революция. Платонову надо было понять, что «есть существование людей, это серьезно или нарочно?». И ответ на этот вопрос Платонов ищет в Революции, в которой он видит не только преобразовательный пафос, «но и то, что в нее было внесено случайными потоками, которые, тем не менее, также ее лицо. Кроме того, Платонов показывает во всем откровении действия разрушительной силы революции». И, тем не менее, согласно В.Чалмаеву: «Октябрьская революция представляется многим платоновским героям не чужой «игрой» или «затеей», а напротив кровным выстраданным делом».

Это отвечает и взглядам самого писателя, который с одной стороны утверждает: «Счастье нельзя соорудить на «щепках» капитализма», соответственно - «Революция как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумать», а с другой - показывает «фасадное единомыслие», опасность оказенивания, формализация народной инициативы, бюрократическое благополучие как суррогат счастья. И эту сторону социализма он показывает, «доводя ее до катастрофического предела». Действительно Платонов видит многие противоречия Революции, другое дело, что он не всегда дает им диалектическое разрешение. Но в глазах бюрократии («писчей стервы», «сусликов, поедающих рожь» - так ее называет один из его героев) понятие «противоречие» в то время расценивалось только как двусмысленность. Кстати, такой антидиалектический подход характерен не только для сталинистов, но и для современных либералов, поэтому неслучайно, и те, и другие сомнения платоновских героев расценивают только как проявление их неверия в идеи и дело социализма.

В этой рубрике мы даем рассказ А. Платонова «Родина электричества», в котором писатель, будучи электротехником и мелиоратором, с полным знанием показывает уже практическую сторону отношения Человека и Революции во всей откровенности его реальных противоречий, например, между историческим замыслом социализма и человеческой ценой его осуществления. Обычный интеллигент просто уходит от этого противоречия. Рабочий интеллигент Платонов в лице своего героя находит в себе мужество не прятаться, а вступить в «рукопашную» с ним, взяв на себя нравственную ответственность за «человеческую цену» разрешения этого противоречия.

Такая позиция как раз и давала ему моральное право самому быть носителем общественных противоречий, в частности, между его подходами как субъекта культуры и субъектом социального творчества. Например, будучи поборником ленинского плана электрификации, писатель выражает следующее недоумение: «Неужели время не движется, и до сих пор Христос, Шелли, Байрон, Толстой интересней электрификации?». Писатель Платонов отвечает: «люди, а не боги смотреть назначены вперед». Практик Платонов говорит: «Революция - как паровоз. И революционеры должны быть машинистами».

http://www.history.vuzlib.net/book_o022_page_2.html - ссылка на рассказ «Родина электричества».