Часть 1. М. Булгаков. Творческая биография и индивидуальность.
М. Булгаков (1891 - 1940) - писатель, драматург и театральный режиссёр. Родился в Киеве. Его отец был профессором, преподавал в Киевской духовной академии.
Свое обучение Булгаков начал в гимназии, затем поступил на медицинский факультет университета.
Затем Булгаков несколько месяцев работал в одном из госпиталей Киева, а позже получил назначение в небольшую земскую больницу в село Никольское, Смоленской губернии. Здесь Михаил Булгаков начинает работать над книгой "Записки юного врача", повествующей о жизни в глубинке.
После Октябрьской революции, в 1918 году, Булгаков возвратился в Киев. Во время Гражданской войны недолго (1920) жил во Владикавказе и в 1921 году он отправился в Москву, где работал в редакции газеты "Гудок" и много писал.
В 1924 году Булгаков создает повести "Дьяволиада" и "Роковые яйца", в 1925 году - "Собачье сердце". Одновременно идет работа и над романом "Белая гвардия", первая часть которого была опубликована в журнале Россия в 1925 году. Однако вскоре журнал был закрыт и роман почти сорок лет оставался недопечатанным.
В 1926 году Булгаков инсценировал "Белую гвардию". Пьеса называлась "Дни Турбиных" и с большим успехом шла на сцене МХАТа (лишь в первые дни Великой Отечественной войны она прекратила существование на сцене в связи с тем, что под бомбардировками фашистов погибли декорации к спектаклю).
В том же, 1926 году Михаил Афанасьевич Булгаков пишет к "Зойкину квартиру", в 1927 -"Багровый остров", в 1928- "Бег".
Многие работы Булгакова так и не увидели постановки, некоторые были поставлены спустя годы. Так, например, написанная в 1929 году "Кабала святош" появилась на сцене Художественного театра только в 1936 году под названием "Мольер". К таким произведениям относится и принесший посмертную мировую известность автору роман "Мастер и Маргарита", над которым писатель работал с 1928 года.
10 марта 1940 года он скончался в Москве от тяжелого наследственного заболевания почек.
Показав в пьесах "Дни Турбиных" и "Бег" обреченность белого движения, закономерность перехода интеллигенции на сторону советской власти, а в повести "Собачье сердце" - опасность, грозящую обществу, если нравственно и культурно отсталая личность обретает право навязывать свою волю другим, Булгаков совершил открытие, вошедшее в систему русских национальных ценностей, и по праву заслужил звание русского национального писателя. В "Мастере и Маргарите"нашли свое законченное выражение все мотивы и идеи, характерные для Булгакова.
Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель. Писатель не принимал ту литературу, которая живописала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Для Булгакова гуманизм был идейным стержнем литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается особенно близок нам сегодня.
В середине 30-х гг. XX в. классике противопоставляли литературу социалистического реализма с ее жизнеутверждающим пафосом и революционной романтикой. Классической русской литературе дали определение «критический реализм», чтобы показать ее историческую ограниченность по сравнению с идеалами социалистической эстетики.
Литературная ситуация с середины 1980-х гг. в этическом и эстетическом плане стала существенно отличаться от всех предшествующих десятилетий, начиная с 1917 г. Это связано с политическими, экономическими социальными изменениями, произошедшими в России в годы «перестройки» и «гласности».
С отменой идеологической культуры широкому читателю стало доступным в полном объеме творчество М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, В. С. Гроссмана, В. Т. Шаламова, А. Ахматовой, Н. С. Гумилева и других писателей. В литературе появились новые произведения опальных в советское время писателей и новые художественные течения.
- Часть 1. А. Блок. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман е. Замятина «Мы» как антиутопия.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1920-х годов
- Часть 1. М. Горький. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная культура в изображении м. Булгакова.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1930-х годов
- Часть 1. Б. Пастернак. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. А. Платонов как революционный писатель и критик революции.
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода 1940–1955 годов.
- Часть 1. А. Ахматова. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман ю. Олеши «Зависть».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса 1960-х и 1970-х годов.
- Часть 1. А. Платонов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Роман б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Часть 3. Основные характеристики литературного процесса периода общественных преобразований («перестройка» и 1990-е годы).
- Часть 1. В. Маяковский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. М. Шолохов как создатель эпоса двух эпох («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
- Часть 3. Культурный конфликт революционного и эволюционного, его роль в истории русской литературы.
- Часть 1. О. Мандельштам. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Революционная Россия в изображении а. Блока.
- Часть 3. Жанр романа в 1920-е – 1930-е годы: развитие, достижения.
- Часть 1. С. Есенин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэмы а. Ахматовой.
- Часть 3. «Пролетарская культура» как фактор истории литературы 1920-х годов.
- Часть 1. М. Булгаков. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Человек и мир в поэзии м. Цветаевой.
- Часть 3. Модернистские концепции революционного искусства. Непролетарская революционная литература.
- Часть 1. А. Фадеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Деревня, город, революция, миф в поэзии с. Есенина.
- Часть 3. Проблема «нового человека» в литературе послереволюционного времени.
- Часть 1. Э. Багрицкий. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. В. Маяковский после революции: обновление мира и обновление искусства.
- Часть 3. Акмеистическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. Д. Хармс. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Мир, культура, слово в поэзии о. Мандельштама.
- Часть 3. Футуристическая традиция в поэзии хх века.
- Часть 1. И. Бабель. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия б. Пастернака: о жизни, красоте, предназначении человека.
- Часть 3. Разнообразие концепций и форм сатиры в русской литературе хх века.
- Часть 1. М. Шолохов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Драматургия 1920-х – 1930-х годов (м. Булгаков, в. Маяковский и др.).
- Часть 3. Социалистический реализм как эстетическое явление.
- Часть 1. А. Твардовский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Творчество писателей объединения «обэриу»: образ мира, поэтические принципы, эстетика.
- Часть 3. Роль Союза советских писателей в литературной истории.
- Часть 1. В. Шукшин. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Великая отечественная война в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Твардовский, в. Быков, а. Ахматова, а. Астафьев и др.).
- Часть 3. Литературно-художественный авангард.
- Часть 1. В. Астафьев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Гулаг в русской литературе: художественные концепции и образы (а. Солженицын, в. Шаламов).
- Часть 3. Русская реалистическая литература в хх веке.
- Часть 1. И. Бродский. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Герой, конфликт, образ мира в драматургии а. Вампилова.
- Часть 3. Пути и достижения русского модернизма в хх веке.
- Часть 1. А. Вампилов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэзия 1960–1990-х годов: эстетические общности, творческие индивидуальности.
- Часть 3. «Демонтаж» соцреализма в литературе 1960-х — 1990-х годов.
- Часть 1. В. Аксенов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Русский постмодернистский роман (на любом примере, по выбору студента).
- Часть 3. Жанры «малой прозы» в русской литературе второй половины хх века.
- Часть 1. Венедикт Ерофеев. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. «Деревенская проза»: образы мира, деревни, человека (в. Шукшин, в. Астафьев, в. Распутин и др., по выбору студента).
- Часть 3. Феномен «деревенской прозы».
- Часть 1. С. Довлатов. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 2. Поэма «Москва–Петушки» в. Ерофеева.
- Часть 3. Феномен русского постмодернизма.
- Часть 1. А. Солженицын. Творческая биография и индивидуальность.
- Часть 3. Постмодернистские рефлексии литературных и культурных традиций (русский опыт).