logo
Свиридов, билеты по литературе

Часть 1. М. Булгаков. Творческая биография и индивидуальность.

М. Булгаков (1891 - 1940) - писатель, драматург и театральный режиссёр. Родился в Киеве. Его отец был профессором, преподавал в Киевской духовной академии.

Свое обучение Булгаков начал в гимназии, затем поступил на медицинский факультет университета.

Затем Булгаков несколько месяцев работал в одном из госпиталей Киева, а позже получил назначение в небольшую земскую больницу в село Никольское, Смоленской губернии. Здесь Михаил Булгаков начинает работать над книгой "Записки юного врача", повествующей о жизни в глубинке.

После Октябрьской революции, в 1918 году, Булгаков возвратился в Киев. Во время Гражданской войны недолго (1920) жил во Владикавказе и в 1921 году он отправился в Москву, где работал в редакции газеты "Гудок" и много писал.

В 1924 году Булгаков создает повести "Дьяволиада" и "Роковые яйца", в 1925 году - "Собачье сердце". Одновременно идет работа и над романом "Белая гвардия", первая часть которого была опубликована в журнале Россия в 1925 году. Однако вскоре журнал был закрыт и роман почти сорок лет оставался недопечатанным.

В 1926 году Булгаков инсценировал "Белую гвардию". Пьеса называлась "Дни Турбиных" и с большим успехом шла на сцене МХАТа (лишь в первые дни Великой Отечественной войны она прекратила существование на сцене в связи с тем, что под бомбардировками фашистов погибли декорации к спектаклю).

В том же, 1926 году Михаил Афанасьевич Булгаков пишет к "Зойкину квартиру", в 1927 -"Багровый остров", в 1928- "Бег".

Многие работы Булгакова так и не увидели постановки, некоторые были поставлены спустя годы. Так, например, написанная в 1929 году "Кабала святош" появилась на сцене Художественного театра только в 1936 году под названием "Мольер". К таким произведениям относится и принесший посмертную мировую известность автору роман "Мастер и Маргарита", над которым писатель работал с 1928 года.

10 марта 1940 года он скончался в Москве от тяжелого наследственного заболевания почек.

Показав в пьесах "Дни Турбиных" и "Бег" обреченность белого движения, закономерность перехода интеллигенции на сторону советской власти, а в повести "Собачье сердце" - опасность, грозящую обществу, если нравственно и культурно отсталая личность обретает право навязывать свою волю другим, Булгаков совершил открытие, вошедшее в систему русских национальных ценностей, и по праву заслужил звание русского национального писателя. В "Мастере и Маргарите"нашли свое законченное выражение все мотивы и идеи, характерные для Булгакова.

Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель. Писатель не принимал ту литературу, которая живописала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Для Булгакова гуманизм был идейным стержнем литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается особенно близок нам сегодня.

В середине 30-х гг. XX в. классике противопоставляли литературу социалистического реализма с ее жизнеутверждающим пафосом и революционной романтикой. Классической русской литературе дали определение «критический реализм», чтобы показать ее историческую ограниченность по сравнению с идеалами социалистической эстетики.

Литературная ситуация с середины 1980-х гг. в этическом и эстетическом плане стала существенно отличаться от всех предшествующих десятилетий, начиная с 1917 г. Это связано с политическими, экономическими социальными изменениями, произошедшими в России в годы «перестройки» и «гласности».

С отменой идеологической культуры широкому читателю стало доступным в полном объеме творчество М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, В. С. Гроссмана, В. Т. Шаламова, А. Ахматовой, Н. С. Гумилева и других писателей. В литературе появились новые произведения опальных в советское время писателей и новые художественные течения.