logo search
800_soch_5-11class_2003

Сын, достойный своей матери

(По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль")

Яблоко от яблони далеко не падает.

Пословица

Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из ос­новных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Проста-ковы и Скотинины.

176

До Фонвизина слово "недоросль" не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не до­стигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмеш­ливый, иронический смысл.

Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.

До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь "недоросли". Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители "девичьих". Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.

Митрофан — единственный сын провинциальных роди­телей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. "Похожий на мать"... Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщи­на, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала "ценою подешев­ле", да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: "...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!" "Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!"

Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подо­бию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кри­чит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболе­ла. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необуз­данную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, мило­сердия.

В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала,

177

колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозя­ин в доме, и неуклюже льстит матери.

Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его сча­стье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способа­ми желает женить на ней сына.

Простакова думает, что со своим умом Митрофан "зале­тит далеко", забывая народную мудрость: "Что посеешь, то и пожнешь". Видно, народной мудрости она не знала, ведь на­род-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.

К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: "Пострел их побери!" Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает "гарнизонной крысой", а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен "приниматься за людей", то есть пороть слуг.

Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась "у разбитого корыта", Простакова бросается к сыну с возгласом: "Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!" - и наталкивается на чер­ствый, грубый ответ сына: "Да отвяжись, матушка, как навя­залась!" "Злонравие" сына есть прямое следствие дурных ка­честв его родителей.

Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он пол­ный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии» не­способный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в граж­данском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Ско-тининым-Простаконым чуждо гражданское чувство, мысль "быть полезным своим согражданам" в эти головы прийти не может.

Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочи­тает положение "недоросля". Настроения Митрофана всеце­ло разделяет его мать. "Пока Митрофанушка еще в недорос-

178

лях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лёт через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натер­пится".

Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: "Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тра-жайший сын — таких на сфете миллионы". "Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного вос­питания".

Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыс­ лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает. '

КОНДРАТИИ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ

Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева

В литературном движении 10—20-Х годов XIX века важ­ное место занимает творчество поэтов-декабристов — Рылее­ва, Одоевского, Кюхельбекера, Раевского и многих других, чьи имена вошли в историю русской литературы как имена бли­жайших преемников Радищева.

Наиболее ярким и талантливым среди поэтов-декабри­стов был Кондратий Федорович Рылеев.

В декабре 1825 года главным зданием в Петербурге стала Петропавловская крепость: сюда свозили государственных преступников, участников восстания декабристов. Почти шестьсот человек привлекли к следствию. Сто двадцать один из них был признан виновным и отправлен в каторжные работы, в крепости, разжалованы в солдаты и переведены в действующую армию на Кавказ. Пять из них, в том числе и Рылеев, были казнены.

Насильственно оборвалась жизнь поэта. Рылеева мы мо­жем безоговорочно назвать поэтом-гражданином, в творче­стве которого жизнь и поэзия слились в одно целое. Незадол-

179

го до восстания декабристов Рылеевым было написано не­большое, но очень сильное стихотворение "Гражданин". В нем поэт призывает выполнить свой гражданский долг и вместе с тем предостерегает тех, кто "с хладнокровием бросает хлад­ный взор на бедствия страдающей отчизны". Развивая свою мысль, поэт говорит:

Онираскаются, когда народ, восстав, Застанет их в объятьях праздной неги.

Такие политические стихи, как "Видение", "Гражданское ' мужество", "Я ль буду в роковое время...", поэмы "Войнаров-ский", "Наливайко", думы, агитационные песни, выводят Ры­леева на первое место в литературном движении 10—20-х годов XIX века.

Особое место занимают несколько песен, сложенных им в соавторстве с А. А. Бестужевым: "Ты скажи, говори...", "Ах, тошно мне...", "Уж как на небе две радуги...", "Как идет куз­нец да из кузницы..." и другие. Своеобразие этих песен в том, что они очень близки по своему складу к народным. Они передают думы народа, порабощенного царской тиранией, ба­рами и чиновниками:

Ах, тошно мне И в родной стороне; Все в неволе, В тяжкой доле, Видно, век вековать.

Нигде и ни в ком не находит народ правды: грабят его господа "без стыда", еще тяжелее народу от царских поборов:

Нас поборами царь Иссушил, как сухарь, -То дороги, То налоги Разорили нас вконец.

180

Однако и в крайней беде народ не падает духом, он верит в свои силы и способности:

А что силой отнято Силой выручим мы то.

Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл "Думы", который создавался в 1821—1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремил­ся достигнуть: "Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями па­мяти - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине..."

Центральное место в думах занимают образы борцов за не­зависимость родины и свободу народа, борцов против деспотиз­ма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Суса­нина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение "доблести гражданской", "отчизны верный сын", "заклятый враг постыд­ного неправосудья". Не возникает сомнения, что мысли, кото­рые высказывает Волынский: "Славна кончина за народ!.. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!", его готовность, "любовью к родине дыша", стать "за страждущих - железной грудью", - все это были убеждения самого Рылеева.

Свой идеал поэта, "правды верного жреца", "поклонника пламенного добра", "органа истины священной", который "выше всех на свете благ/ Общественное благо ставил/ Святую добродетель славил", всегда оставался "гонимых обороной/ И зла непримиримым врагом", Рылеев воплотил в думе "Державин".

Следует заметить, что установка на поучение, на воспита­ние положительным примером помешала исторически вер­ному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность рылеевских дум свидетельствова­ла о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт.

181

Особое место в цикле занимает "Иван Сусанин", единствен­ная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин — самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу "Иван Сусанин" высоко ценил Пушкин. Глин­ка создал оперу "Иван Сусанин".

Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака", которая стала народной песней ("Ревела буря, гром гремел").

В 1823 г. создается поэма "Войнаровский", отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылее­ва. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста кото­рого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие рылеевской поэмы отметил Пуш­кин: "Рылеева "Войнаровский" несравненно лучше всех его "Дум", — писал он, — слог его возмужал и становится истин­но-повествовательным, чего у нас почти еще нет".

Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев начинает поэму "Наливай-ко", посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохра­нившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, уча­стия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига.

Герой поэмы "Наливайко" — гетман, который поднял меч за свой край:

Могу ли равнодушно видеть Порабощенных земляков?

182

Нет, нет! Мой жребий: ненавидеть Равно тиранов и рабов.

Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его. В поэме есть как бы пророческие слова главного ее героя:

Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает Наутеснителя народа — Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, Я это чувствую, я знаю,

Эти же слова можно отнести и к самому Рылееву. Де­кабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на "будущий жребий" поэта, и Рылеев согласился с ним. "Верь мне, -сказал он, — что каждый день убеждает меня в необходи­мости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы Рос­сии". Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах - это деятельность борца за освобождение собствен­ной страны.

На стихах Рылеева воспитывались последующие поколе­ния борцов за свободу России. Имя Рылеева было для них, по выражению Огарева, "доблестным заветом и путеводною звездою".

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ

Произведение Грибоедова "Горе от ума" — комедия или трагедия?

Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понято не сразу. Пушкин назвал ее "бурей в стакане

183

воды", а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборони­тельную позицию. Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно. А если так, то читатель может рассчитывать на возможные столкновения, перепалки, сло­весные дуэли. Это ли не смешно: послушать, как бранятся люди?

Надо знать, что такое русский ум. А если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящ­ная, умная и страстная.

А разве не смешон Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек, но уж никак не здраводействующий. Скажите на милость, зачем он своими беспрестанными любовными объяс­нениями надоедает Софье, хотя она сразу отказала ему? Почему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла свои сердечные тайны? Какая же девуш­ка будет исповедоваться перед человеком, с которым три года не виделась, да который, к тому же, смеется над ее избранником?

Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием. Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, — это Софья. Но она холодна, а холод­ность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скуч­но, и он готов прекратить с ним спор. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец пове­дения - раболепство:

Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! —

говорит Фамусов.

Чацкий все еще не хочет продолжать споры, он готов

184

уйти в себя. Но Фамусов сыплет соль на рану — неожи­данно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом. И вот — комедия — слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит борьба не на жизнь, а на смерть.

Конечно, если с такой точки зрения рассматривать пьесу, то даже в фигуре, даже в халате или прическе Фамусова мож­но найти смешное. Фамусов — известный человек в Москве. Он лидер в обществе знатных и обеспеченных людей. А если Фамусов-лидер смешон, то почему бы не быть смешными ос­тальным, нелидерам? Это не просто пьеса, а комедия, теперь во всех изданиях "Горя от ума" так и пишут: "Комедия в четы­рех действиях, в стихах".

Но попробуем рассмотреть пьесу с другой точки зрения.

Здесь не только личная драма, драма неудавшейся любви героя. В Чацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов и поэтому сломить его ничто не в силах. Пусть он похож; на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны. Высказав их горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует места для свободы не только себе, но и своему веку. Его идеал — это свобода. И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он — обличитель лжи. Чацкий не понят и почти одинок — в этом трагедия самого Чацкого — благородного, умного, честного человека, с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен количеством старой силы. Более того — он вытолкнут из фамусовского общества. Но Чацкий — победитель, а не побежденный, ибо в борьбе с миром Фа­мусовых остался самим собой. Из всех героев пьесы он наиболее живая личность; натура его сильнее и глубже прочих. Горячий, благородный сумасброд: обличил, осудил и

185

восстал. Такой навсегда изгнан фамусовским обществом. Говорят, один в поле не воин. Да нет же, воин, если этот воин — Чацкий. Первым, застрельщикам всегда достается. И поэтому Чацкий — жертва. Это — еще одно подтверж­дение того, что пьеса "Горе от ума" — трагедия.

Так же, как в пьесе переплетается личная драма с обще­ственной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы ни смеялся зритель в театре, после того, как он выйдет за его пределы, обязательно найдется то, над чем захочется поду­мать, поразмышлять без иронии.

Обычно исполнители роли Чацкого на сцене, уже со школь­ной самодеятельности, подражая дурной театральной тради­ции, сверкают глазами и картинно заворачиваются в плащи, требуя карету. Этот же Чацкий непривычен (роль его испол­няет Сергей Юрский).

Поединок добра и зла идет на равных. Человеческое обая­ние Чацкого: душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. И рядом с этим че­ловеком — зло. Будничное и живучее. Скудость духа и уме­ние поудобнее устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному.

Постепенно приходит мысль, что с этим злом надо бо­роться его же средствами. Куда Чацкому со своей простотой и доверчивостью! Ведь Фамусовы, Молчалины и Скалозубы живут и сегодня. Если бы их не осталось вовсе, не было бы никакого смысла ставить пьесу Грибоедова. Театр им. Горь­кого наполнил пьесу великолепной воинствующей граждан­ственностью, рожденной нашей битвой за душу человека. Ум, человечность, прямота — вот оружие, единственно достойное настоящего человека.

Умом в спектакле отличается не только Чацкий. И Фа­мусов не дурак, и Софья совсем не глупа, а Молчалин так и вовсе умен. Но человек во всей своей красоте и благород­стве - только Чацкий. Низкий поступок Софьи стал явным. Последняя надежда исчезла. Чацкий теряет сознание. Он па­дает навзничь, опрокинув канделябры. Потом встает, суту­лясь, через силу. В спине чувствуется усталость. Медленно поворачивается. Лицо закрыто длинными, чуть дрогнувшими

186

пальцами. Руки постепенно открывают лоб, глаза, лицо по­старевшее и поблекшее...

Не образумлюсь.,, виноват.

. Он говорит тихо и как будто спокойно. Каждая строчка монолога, кажется, прибавляет ему сил. Это монолог-раз­думье, монолог-прозрение. Это — повзросление... Он понял, что перед ним — его враги по духу. И ничто их не может помирить: ни воспоминания детства, ни чувство былой дружбы. Нет. Чацкий не клеймит этих людей и не прокли­нает их — он до конца понимает. Монолог его спокоен, как может быть спокойна речь человека, чувствующего свою правоту и силу:

- Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок...

Ни крика, ни экспрессии в проявлении своих чувств;

- Карету мне, - вполголоса обращается Чацкий к сто­ ящему рядом лакею.

Лакей не понимает.

- Карету, - еще раз повторяет Чацкий.

Устало, немного сутулясь, уходит Чацкий со сцены, уходит от этих людей, чтобы никогда больше не обмануться их мни­мым родством и мнимым участием.

Чацкий — образ "нового человека"

(По комедии А, С. Грибоедова "Горе от ума")

Чацкий начинает новый век ив этом все его значение и весь ум.

И. А. Гончаров

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" сыграла выда­ющуюся роль в деле общественно-политического и нрав­ственного воспитания нескольких поколений русских лю­дей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя

187

торжества передовых идей и подлинной культуры. Мы, как и наши отцы и деды, восхищаемся художественным совер­шенством "Горя от ума", блеском языка, поразительно ярким изображением быта и нравов, реалистической точностью образов Грибоедова.

В комедии показана борьба нового со старым, которая раз­горалась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отра­жаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жиз­ни, Грибоедов показал ее в своей комедии с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам.

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающе­го в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой человек, дво­рянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова - друга его покойного отца. Чацкий не толь­ко умный, но и развитый человек, с чувством, или как его рекомендует горничная Лиза:

Да-с, так сказать,речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!

В "Горе от ума" все гости Фамусова рабски копируют обы­чаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на "смеси французского с нижегородским" и немеют от восторга при виде любого заезжего "французика из Бордо". Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презре­ние к своему:

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанъя;

188

Чтоб искру заронил он о ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Чацкий пламенно любит родину, но не государство царей, помещиков и чиновников, а Россию народную, с ее могучими силами, заветными преданиями, умом и трудолюбием. Эта подлинная любовь к родине обернулась горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа — социальному, политическому, духовному.

Дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богат­ство, а Чацкий - искренний, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение:

Не эти ли грабительством богаты? Защиту от суда в друзъяхнашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?

Фамусов пытается поучать Чацкого: "Именьем, брат, не управляй оплошно. А главное - поди-тка послужи". Чац­кий презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок.

Он считает, что нужно служить "делу, а не лицам". Чац­кий защищает право человека свободно выбирать себе заня­тия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим, высоким и пре­красным", поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным че­ловеком, не признающим властей.

Личная драма Чацкого - его неразделенная любовь к

189

Софье. Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому доста­лось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком "сочувствия живого", и уехать, увозя с собой только "мильон терзаний".

Ах, тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет!

А. А. Чацкий серьезно готовится к общественной дея­тельности. "Он славно пишет, переводит", — говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме. Он путешество­вал, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся. Нетрудно до­гадаться, почему: "Служить бы рад, — прислуживаться тошно".

Одно из главных отличительных свойств Чацкого -полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он явля­ет собой воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в себя и свои возможности. Эти качества делают его открытым для ошибок и уяз­вимым.

Чацкий - единственный зримо действующий положитель­ный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать ис­ключительным и одиноким. Мыслитель, борец-декабрист и романтик соединяются в нем, как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни. У него есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря внесцениче-ским персонажам (тем, о которых говорится в пьесе, но кото­рые прямо не заняты в действии). Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Ту-гоуховской, "упражняются в расколах и безверье", это "безум-

190

ныелюди", склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, "химик и ботаник".

Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поко­ление русского общества, его лучшую часть. А. И. Герцен писал о Чацком: "Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования, преданного меч­тательному идеалу, появляется в последний момент царство­вания Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади. Это - декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю..."

Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в настоящее и будущее, и отметающей со своего пути все старое, отжившее.

Москва в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское выс­шее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.

Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и серд­це. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому.

Комедия "Горе от ума" - суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники. Пьеса расходилась в спис­ках по всей стране, но не только потому, что вопросы, подня­тые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедия отличается удивительной реалистичностью. Главное действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безуслов­но, высказывает дорогие автору мысли, а вся Москва, все люди, населяющие ее. Вначале образ столицы складывается из пор­третов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти

191

портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афа­насьевича Фамусова.

"На всех московских есть особый отпечаток", - говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристи­ки. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. В монологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для читателя общие черты принадлежности к "московским".

Чацкий и Фамусов говорят о разном по-разному. Фаму­сов - "старинный, верный член" Английского клуба, который "весь свой век пропрыгал на балах".

Тон Чацкого становится все более и более суровым. Сле­дующий, кого упоминает герой пьесы, - любитель крепостно­го театра, чей "дом зеленью раскрашен в виде рощи", но сам он "толст, его артисты тощи". Упоминает Чацкий и о приня­той в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать Детям "учителей полки, числом поболее, ценою поде­шевле". Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о нацио­нальной культуре, но и дикое "смешение языков: француз­ского с нижегородским".

Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах выска­зывает Фамусов. Мы видим почтенных московских бар, ко­торых молодежь должна считать образцом для подражания. Чацкий восклицает: "Нет, свет уж нынче не таков", — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказыва­ет обратное.

В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд, тема огромной власти московских дам.

Еще Фамусов отмечает:

А дамы? - суньсякто, попробуйовладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей.

Платон Михайлович Горич - бывший товарищ Чацко-

192

го — попал под каблук своей жены. Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замуже­ством, помыкают старым князем. Один из самых колорит­ных образов — старая московская барыня Хлестова. На­верное, мнения таких барынь больше всего боится Фа­мусов. Недаром последними словами комедии является его реплика:

Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня МарьяАлексевна!

Да, женская власть в Москве сильна.

Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих услужить всем. Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ че­ловека, способного опошлить всякое святое дело.

И, наконец, главные герои.

Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французских романах.

Скалозуб — типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать слепым исполнителем воли выше­стоящего начальства. Но его образ не только комичен. Вспом­ним размышления Скалозуба о карьере:

Довольно счастлив я в товарищах моих.

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Фамусов — олицетворение "века минувшего" во всей его красе. Он является убежденным сторонником старых поряд­ков, при этом он уже достиг "степеней известных" и заботит­ся разве лишь о том, чтобы выдать замуж дочь. Все осталь­ные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти "на форели", потому что, как он сам признается:

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

7. 800 CDBp. соч. по рус. и мир. лит. 5-11 ка. 1 л Ч

Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чац­кий, — это отрицательное отношение к засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов,

Чацкий на три важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года утихло после­военное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той толпе, "в любви предателей, в вражде неуто­мимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков", которую он увидел в Москве.

Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после об­личительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии "Горе от ума" москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.

Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина

А, батюшка, признайтесь, что едва Где сыщется столица, как Москва.

А. С. Грибоедов

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

А. С. Пушкин

Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их ма­лая родина, и неудивительно, что жизнь героев их произведе­ний связана с Москвой, Сегодня вам покажут дом Фамусова, сохранившийся в центре города, сегодня можно проехать по столице маршрутом, которым когда-то везли по Москве лю­бимую героиню Пушкина Татьяну. Но не географическое, не столичное положение интересовало художников слова. Их интересовала Москва как высшая после Петербурга точка

194

дворянской цивилизации. Какие же мысли и чувства вызы­вает Москва?

Откроем комедию Грибоедова "Горе от ума". Нас встреча­ет богатый московский барин и видный сановник Фамусов, списанный с родного дяди самого автора. Но это не исключа­ет его типизации: "Что за тузы живут в Москве и умирают!" Это хранитель старинных традиций, для которого дядя Мак­сим Петрович, вельможа екатерининских времен, служит иде­алом. Фамусову нравится надменный нрав, пышный вид, роль в свете и при дворе. Высшее положение в обществе — глав­ное мерило. "Кто беден, тот тебе не пара", - говорит он Со­фье. Для него зять с чинами да звездами интересен. Вот Ска­лозуб - желанный. Внутреннее достоинство для чинов и для тузов - ничто!

Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат.

Да, в Москве свои понятия о чести: "Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб". Вот эта готовность сыграть при случае шутовскую роль, забыв свой возраст и надменный нрав, и есть ключ к высокому положению. Все остальное несущественно, в том числе и служба: "Подпи­сано, так с плеч долой". Тех же, кому "прислуживаться тошно", Фамусов требует на пушечный выстрел не подпус­кать к столицам. Московские тузы — противники учености. Их самих ею не обморочишь, но они радеют о других: от ученья развелись безумные люди, совершаются безумные дела. Надо уничтожить книги. Однако светское воспитание для барышень Фамусов признает, хотя и знает, что это накладно. Брюзжа по поводу Кузнецкого моста, средоточия французской моды, Фамусов вполне подчиняется такой моде, дом его "открыт для званых и незваных, особенно из ино­странных".

Все знают господа друг о друге, потому так боятся обще­ственного мнения, так от него зависят. Внешне все должно быть пристойно, а уж внутри дома - ни-ни! "Что станет гово­рить княгиня Марья АлексевнаГ*

195

Своего суждения не имеет не только безродный секре­тарь, но и сам хозяин. Он привык думать, как все, повто­рять расхожие истории своего круга. Фамусов в восторге от всего московского, юношей, дам, девиц. Сатирична Москва в изображении Грибоедова, однако есть в характере Фамусова и хорошие черты: изрядная доля добродушия, широкое гостеприимство, хлебосольство, отличающее москвичей вооб­ще. Хотя отзывчивость, правда, несколько извращенная: "Ну, как не порадеть родному человечку". Извечная нрав­ственная всеядность ("хоть честный человек, хоть нет — для вас ровнехонько про всех готов обед") характерна для подобных людей.

В образе Фамусова отразилась умственная косность и са­модовольство старинного московского барства. И ничто не способно изменить таких, как он.

(Из диалога Фамусова с Чацким)

И это истина. Как истина и то, что все эти Фамусовы добродушны только до известной черты. Как только кто-то представляется им нежелательно опасным, они ощетини­ваются и показывают острые клыки. Сумасшедший! — вот их приговор умному справедливому человеку. Изгонят и опять успокоятся. Московские баре любят играть в благо­детелей. Человек с такой жизненной программой, как у Молчалина, не пропадет и всегда найдет покровителей: "Частенько там мы покровительство находим, где не ме­тим". Целый ряд представителей московского общества: Скалозуб, Загорецкий, Репетилов, Хрюмины, Тугоуховские -живая галерея московского общества 20-х годов XIX века, с отличавшим его невежеством и полным отсутствием высших интересов, стремлений и запросов. Праздная жизнь Москвы вся заполнена балами, обедами, всевозможными разорительными затеями, вроде крепостного балета. Их

196

отличает полное презрение к человеческому достоинству крепостного, которого не стеснялись менять на борзую со­баку, кормить с собаками, могли отнимать и продавать его детей. В этом обществе пышно расцветают сплетни и пе­ресуды. Боятся не дурных поступков — они сплошь и рядом, а пересудов: "Грех — не беда...", "Как можно против всех!" - восклицают Тугоуховские.

Взглянем еще раз на общество, собравшееся у Фамусова: пересуды о людях и нарядах, смешение французского языка с нижегородским, дух пустого, рабского, слепого подража­ния... Грибоедову удалось уловить и запечатлеть в своей комедии тот "особый отпечаток", который лежит на "всем московском".

В пользу верности этой картины говорит общность ее у Грибоедова с сатирическими зарисовками московской жизни в седьмой главе "Евгения Онегина". Не случайно Пушкин берет к этой главе эпиграф из "Горя от ума":

Гоненъе на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.

Вместе с тем, начиная рассказ о Москве, Пушкин не может не посмотреть на нее с других позиций: патриота, истинного гражданина, может быть, защитника. Ведь недавно Москва доказала лучшие качества русских:

Напрасно ждал Наполеон... Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.

И те же дворяне, лучшие из них, движимые патрио­тическим порывом, стали во главе сопротивления Напо­леону.

Москва готовила пожар Нетерпеливому герою.

197

И тем не менее и для Пушкина Москва — олицетворение закостенелого барства:

Но в них не видно перемен; Все в них на старый образец.

И дело не в старых чепцах и гриме, дело в более суще­ственном:

Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп.

Напрасно героиня романа "вслушаться желает в беседы, в общий разговор":

Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. Не вспыхнет мысли в целы сутки... Не дрогнет сердце хоть для шутки.

Пушкин как бы довершил грибоедовскую сатиру на "мос­ковское барство". Его "отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с чопорными взглядами" — явление нари­цательное. "Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс..." — вот она, жизнь московского "общества". Здесь все по старинке: по старинке вершат дела, делают карьеру, выда­ют замуж, заключают выгодные сделки, хранят традиции ста­рого, чуть ли не екатерининских времен, барства. Вальяжная, хлебосольная, никуда не спешащая вторая столица, деревен­ская родственница столицы первой — Петербурга.

Стоят на московских бульварах два памятника двум Алек­сандрам Сергеевичам, а мимо них течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши ве­ликие поэты?

<г ♦ <■

198

'Торе от ума" как политическая комедия

Комедия "Горе от ума" — одна из подлинно реалистиче­ских комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспри­нимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персона­жем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие "про­шедшего житья подлейшие черты", заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал эле­менты комедии. Это — наличие любовной интриги, саркасти­ческое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

"Горе от ума" — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того време­ни: о государственной службе, о крепостном праве, о просве­щении, о воспитании, о рабском подражании всему иностран­ному. Реализм "Горя от ума" выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи -характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Пер­сонажи "Горя от ума" не карикатуры, а точные подобия жи­вых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и мо­нологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противо­стоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем "фамусовским". Фамусов - типичный московский барин на­чала XIX века с характерной смесью самодурства и патриар­хальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновниче­ство, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

199

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал вы­годную карьеру; при этом для него неважно, какими средства­ми это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к про­славлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика.

В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его соз­дал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного чело­века. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невеже­ство отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, кото­рый характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его пре­ступен. Он основан на военных потерях в армии: "Иные, смот­ришь, перебиты". Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. "Моло­дые" либеральные идеи дают возможность этой части дво­рянства "пошуметь" в клубе. Свою деятельность они при­крывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное дви­жение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принад­лежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажет­ся ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодни­чает, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и

200

второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важ­ная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий - необходимый спутник всех Фамусовых и хлестовых. "Лгунишка он, картежник, вор... /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить..." — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А судьи кто?" звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесче­стье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников * Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненави­дит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий - это тоже проблема. Проблема непонятой и вы­смеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.

Чацкий - это прообраз декабристов, ниспровергателей ста­рой эпохи.

Комедия "Горе от ума" произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет "начинать новый век".

Мое отношение к Чацкому и Молчалину

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" представляет со­бой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой га­лерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-поме-

201

щики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В ко­медии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о про­свещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаим­ном обучении, о цензуре и т. п.

Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел "самую блестящую эпоху тогдашней Рос­сии, эпоху надежд и возвышенной юности", как говорил спус­тя тридцать лет А. И. Герцен.

Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образован­ный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребыва­ние за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к ро­дине, к ее народу, критическое отношение к окружающей дей­ствительности, независимость взглядов, развитое чувство лич­ного и национального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дво­рянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема "ума" в грибоедовское вре­мя была весьма злободневной, и "ум" понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием "умный" связывалось тогда представление о чело­веке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких "умников" оборачивалась в глазах обывателей "без-

202

умием", "горем от ума". Пример тому — объявление сумас­шедшим Чаадаева.

Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вра­щается, так хочет быть в нем "своим", что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровитель­ственный тон.

У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами мож­но достигнуть цели. "Умеренность и аккуратность" — вот два "таланта", которые он ставит себе в заслугу.

Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: "Ну, пра­во, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?" Не стесняясь, он открыто говорит, что не сме­ет своего "сужденья произнесть", потому что в чинах он не­больших, поэтому "надобно ж зависеть от других".

Полностью раскрывается Молчалин в последнем дей­ствии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюблен­ного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазобла­чение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон ,и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновни­ка, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на служ­бе у Фамусова, а уж успел "три награжденья получить", стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, пред­сказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

203

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важ­ным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, пол­ная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсут­ствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: "Молчалин... замечательный тип. Метко схваче­но это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком проби­рающееся в люди..."

Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной воп­рос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегод­няшней жизни она? А возможно, и о будущей?

Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низ­копоклонства, круговая порука. Чем выше уровень разви­тия нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособить­ся, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.

Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.

Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим дру­гом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних "теплых местеч­ках" находилось больше достойных людей.

Два характера, два типа поведения, два жизненных пути... Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как коме­дия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечело­веческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.

204

Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обла­дает в то же время неповторимыми индивидуальными черта­ми. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди.

Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе "Горе от ума" наделена Софья. Очень хорошо об этом сказа­но в статье И. А. Гончарова "Мильон терзаний". Он говорит о смешении в Софье "хороших инстинктов с ложью", "живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения". Но она "загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха". Гончаров увидел в ней "задат­ки недюжинной натуры", и поэтому "недаром ее любил и Чацкий".

От природы Софья наделена хорошими качествами: силь­ным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хо­рошее образование и воспитание. Героиня увлекается чте­нием французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствитель­ность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девуш-

205

ке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять.

Любовь Чацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только "расцвела прелестно", но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: "Что мне молва? Кто хочет, так и судит". Чацкий это понимает и свои речи адресует прежде всего Софье. Именно Софью он счи­тает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебали в нем "ни даль", "ни развлечения, ни перемена мест". Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Софья также очень переживает, но уже из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием и получить повыше чин. Софья получает первый жестокий урок.

Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно, но сейчас' она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбра­ла бы Чацкого. Однако она выбирает такого человека, кото­рый ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Но, по замечанию того же Гончарова, "тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого" именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо дра­матическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.

Критики Н. К. Пиксанов и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусову с Татьяной Лариной.

Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души

206

и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини.

Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что "громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не реко­мендует ее..."

Н. К. Пиксанов совершенно справедливо отмечал, что "дра­ма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе... первым и блестящим опы­том художественного изображения душевной жизни женщи­ны. Драма Татьяны Лариной создана позже".

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные современному читателю и зрителю. По­этому, как говорил Гончаров, "Горе от ума" держится особня­ком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Татьяна — существо исключительное, нату­ра глубокая, любящая, страстная...

В. Г. Белинский

200 лет минуло со дня рождения гения русской литерату­ры, всеми любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому сло­ву и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века.

207

Существует очень красивая легенда. Один скульптор из­ваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настоль­ко живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура мол­чала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созда­нию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никог­да не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживи­ли камень.

Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда ху­дожник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин", любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, "милую про­стоту". На многих страницах невольно признается: "...я так люблю Татьяну милую мою!..", "Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью..."

Часто говорят о "тургеневских девушках". Эти образы бу­дут вечно тревожить воображение своей женственностью, чис­тотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что "пушкинские девушки" не менее интересны и привлекатель­ны. Маша Троекурова из "Дубровского", Марья Гавриловна из "Метели". Но самая привлекательная и "знаменитая" из всех героинь Пушкина - Татьяна Ларина.

В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже "прелестный уголок", какие попадаются в средней полосе России. Пуш­кин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну "русскою душой".

Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же "верила преданьям простонародной старины, и снам, и кар­точным гаданьям", ее "тревожили приметы". Но уже с дет­ства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.

208

Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Провести города, про моды Беседы с нею не вела.

С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила осо­бой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться?

По душе автору и открытость, прямота его героини. Хотя девице признаваться в любви всегда считалось неприличным, Татьяну трудно осуждать за это.

Поэт спрашивает:

За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит собственной мечте?

Мы не можем не заметить постоянства характера Татья­ны, присущего ей с раннего детства. А когда она становится знатной дамой, то с грустью и тоской вспоминает прежнюю сельскую жизнь "...волненье света ненавидит; ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой". И любовь к Евге­нию Татьяна по-прежнему хранит в душе.

Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отно­шение поэта к его "милому идеалу":

Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок,

209

Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней...

Пушкин - "истинный гений" в науке "страсти неж­ной" — хорошо знал женскую натуру. В его произведениях вырисовывается собирательный портрет девушки, кото­рой он отдает предпочтение. Главные ее черты - благород­ство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брак, Марья Гаври­ловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером, Маша Миронова, не отрекшаяся от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Тать­яна, которая, по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему:

Но я другому отдана, И буду век ему верна.

Проходят эпохи, меняются мода, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные каче­ства, которые делают Татьяну Ларину и других "пушкинских девушек" милыми и привлекательными: благородство, чисто­та, верность.

Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных обра­зов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих содержательной жизни.

Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова "Обломов", тургеневские героини: Наталья из "Рудина", Елена из "Нака­нуне", жены декабристов, воспетые Некрасовым.

Я считаю, что "Татьяны милый идеал" и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской герои­ни учит современных девушек верности избраннику, нравствен­ной чистоте, жертвенности во имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых людей и сегодня восхищаются нежным об­разом Татьяны за ее светлый ум, чистоту души, красоту по­мыслов и поступков.

210

Мое отношение к Евгению Онегину

Действие романа "Евгений Онегин" развивается в 1819— 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими поли­тическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина "Евге­ний Онегин".

Характер главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получив­шие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди — более умные, чуткие и благородные — ис­пытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими-то странны­ми, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хоро­шо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий.

Главный герой романа — молодой помещик Евгений Оне­гин. Он показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером.

Социальное положение и воспитание определили основ­ные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, "на­следник всех своих родных". Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, "труд упорный ему был тошен". Воспита­ние, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гуверне­рам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шало­сти. Но получив самое поверхностное образование, Онегин, дважды пытался пополнить и расширить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским воп­росам как равный с равным.

В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодер-

211

жательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посеще­ния театра, балы, ухаживания заженщинами. Наука страсти нежной была основным содержанием его жизни.

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать.

Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в дерев­ню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журна­лов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы, Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облег­чил положение крестьян: "Ярем он барщины старинной оброком легким заменил". Но и это недолго занимало его, да и занялся этим Онегин только,от безделья.

Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, ду­мающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страда­ния людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причи­нить горе человеку, даже не замечая этого. Однако это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Оне­гина В. Г. Белинский, "страдающий эгоист". Он понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие деятельности, труда. Но хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки оставались под спудом, не получали развития.

Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь. Хандра овладела им. Но у него не хватило ни силы, ни жела­ния порвать с этой жизнью, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собствен­ного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно пони­мая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Оне­гин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.

Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он

212

больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "Где окровавлен­ная тень ему являлась каждый день": И, измученный угрызе­ниями совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, игнорируя чувства и пере­живания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить.

Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Ев­гения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не умирает от любви.

Как далек этот глубоко переживающий свою любовь чело­век от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения!

И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскре­сить душу его для нового страдания, "более сообразного с человеческим достоинством".

Мое отношение к Онегину противоречиво" и меняется по мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает не­годование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у друго­го человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?

Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обнов­ление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?

Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости по­эзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была

213

для Пушкина положительным признаком); в-третьих, лю­бовь — как красота духа, его высокое'стремление.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрас­ные в человеке, три страсти, делающие его существом поисти­не благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом.

Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглу­шены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творче­ства, поэзии, неспособен он к возвышенной любви.

Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина - невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обще­стве, которое так несправедливо устроено.

Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он ото­рвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. "Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечени­ям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чув­ствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлоб­ленный ум есть тоже признак высшей натуры... но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смыс­ла",. - писал об Онегине В. Г. Белинский.