logo search
800_soch_5-11class_2003

Смерть за честь

(По произведению М. Ю. Лермонтова

"Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова")

Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, на­пример в "Песне про царя Ивана Васильевича, моло­дого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лер­монтова.

Произвол и беззаконие были "визитной карточкой" оп­ричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмос­феру царствования Ивана Грозного:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибе-евич: не ест, не пьет. Разгневался царь, "...стукнул палкою, /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил око-яечником...". Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова.

Царь Иван Васильевич посоветовал:

"...Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное...

...И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитриевне:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься — не прогневайся".

Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухар-

56

скую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калаш­ников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присут­ствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич:

"Ой, уж где вы, добрые молодцы?.. ..Кmo побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому бог простит!"

Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался "богатырский бой", и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство "верного слу­ги". С царской точки зрения Иван Васильевич восстано­вил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Ка­лашникова.

"Песня про удалого купца Калашникова" написана Лер­монтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, ко­торые поют славу казненному Калашникову и осуждают цар­ское решение, разошедшееся с мнением народа.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев

(По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба")

Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое "го­сударство". Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя "Тарас Бульба".

57

Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование — это лишь часть необхо­димого молодому человеку образования. Главное же — бое­вая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Тарас Бульба — полковник, один из представителей ко­мандного состава казачества. Он является воплощением рат­ного духа сечевиков. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни на йоту. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказываю­щих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск.

Остап и Андрий — воплощение двух сторон души старого Бульбы. Остап — настоящий молодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрий — более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако в жизнь мечтам Тараса Буль­бы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой в цветущем возрасте. Андрий же попадает в сети ловкой иску­сительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага.

В сцене сыноубийства мы видим величие характера Та­раса Бульбы. Свобода отчизны и казацкая честь для не­го — главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцов­ских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи. Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Читателя глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Буль­ба виден во всей цельности и могучей силе своего ха­рактера.

Николай Васильевич Гоголь был пылким патриотом сво­ей родной Украины. Вся творческая жизнь писателя при-

58

шлась на эпоху царствования Николая Первого. Это было время жестокого подавления любого проявления свободомыс­лия, любого проявления национального духа. Не в послед­нюю очередь это касалось Украины. В повести "Тарас Буль-ба'\ которая должна была стать гимном свободолюбию, Гого­лю, несмотря на жесточайшую цензуру, все-таки удалось ска­зать очень многое. Тарас Бульба на целые десятилетия стал воплощением образа борца за независимость, верного запо­рожским традициям, непоколебимого, уверенного в оконча­тельной победе над врагом.

Образ Тараса Бульбы может быть истолкован и аллегори­чески: старый Тарас — это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий — воплощение взглядов неустой­чивой части казачества, склонной к компромиссам и прямо­му предательству, а Остап — воплощение молодой запорож­ской силы, зреющей в украинском народе.