logo search
800_soch_5-11class_2003

Благородство против подлости

(По роману А. С. Пушкина "Дубровский")

А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедли­вость, пустоту и "дикость" дворянства, в романе "Дубров­ский" выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородно­го повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодо­го Дубровского.

Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова при­водит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубров­ский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекуро­ву. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободи­теля, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, об­разован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отноше­ния с крестьянами построены на преданности и доверии. Про­тест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных "идолов".

Бунт в душе народа почти всегда выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжи­гает помещичьи усадьбы.

33

Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэто­му отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дуб­ровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаз­дывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя де­таль служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравствен­ными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.

В романе раскрыта паразитическая сущность чиновниче­ства, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пуш­кин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ