logo search
800_soch_5-11class_2003

Франсуаза саган Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века

(По творчеству Ф. Саган)

Одна из основных особенностей литературы XX века заключается в ее неразрывной связи с явлениями обще­ственной жизни. Размышления о дружбе и любви прохо­дят на фоне социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы от размышлений о судьбах человече­ства в XX веке.

Но в творчестве Франсуазы Саган тема любви и дружбы обычно остается в рамках частной жизни человека. Писа­тельница часто изображает жизнь парижской богемы, к кото­рой принадлежат многие ее герои, показывает падение совре­менных нравов, то есть обрисовывает широкий социальный фон, на котором развиваются коллизии ее романов. Она не включает индивидуальную душевную драму героев в контекст политической жизни страны. Это ей и не нужно. Каждый герой, являясь частью общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого, бездумного отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается духовно оди­нок и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей безнравственности.

Франсуаза Саган написала свой первый роман в 1954 году. Роман "Здравствуй, грусть" был воспринят совре-

816

менниками как знамение эпохи падения нравов. В художе­ственном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной человеческой привязанности: зародившись и окреп-нув, это чувство непременно должно погибнуть. Ему на смену приходит иное чувство — чувство грусти и разоча­рования.

Благодаря стараниям героини романа Сесиль, верная и любящая Анна покидает ее отца и погибает от несчастного случая, а Сесиль вновь обретает отнятую у нее радость жизни, продолжает существование, полное легкомыслия и развлече­ний, но где-то глубоко в ее сознании навсегда затаилась грусть. Эта грусть свойственна всему тому поколению, которое изоб­ражает Саган, поколению, которое растрачивает свои силы в погоне за удовольствиями и оказывается неспособным к на-стоящему чувству.

Жиль Ланибье, молодой и преуспевающий журналист, ге­рой романа "Немного солнца в холодной воде", впервые в жизни сталкивается с самоотверженной и искренней любо­вью, которую вносит в его жизнь Натали. И он теряет эту женщину, поддавшись ложному чувству защиты собственно­го достоинства и желанию быть независимым.

Франсуаза Саган пытается исследовать природу любви. Подобно писателям "потерянного поколения", она задает себе вопрос о ее духовной или материальной сущности. Она ищет ответы на вопрос, что же такое настоящая любовь, где ее истоки. Очень часто духовная близость героев держится на физическом влечении и уходит вместе в ним. Тот опыт, который постепенно накапливают герои, оборачивается для них преждевременным духовным старением, потерей веры в мечты своей юности. Герой Саган изначально не способен воспринять и оценить то, что писательница называет "на­стоящей любовью" (по-настоящему любит Анна в романе "Здравствуй, грусть", Натали — в романе "Немного солнца в холодной воде"), он должен пройти определенный жизнен­ный путь, только тогда он сможет приблизиться к понима­нию любви.

В ряде романов Франсуазы Саган звучит еще один мотив — мотив возвышенной любви молодого человека к немоло­дой женщине. В этом можно усмотреть вывод автора об опу-

817

стошенности молодого поколения, о его тяге к любви, кото­рая никогда не будет удовлетворена.

В XX веке произошло развитие внутренней драмы лично­сти, которая и отобразилась в литературе. Трагедия человека, потерявшего смысл своей жизни, оказалась одной из основ­ных художественных моделей литературы. Размышления о дружбе и любви поданы в контексте проблемы сохранения человека как личности. Писатели разных художественных направлений ищут смысл человеческого существования именно в этих моральных категориях, в понятиях дружбы и любви. Но возможность нравственной победы человека связана с его собственным выбором, его индивидуальным решением.