logo search
Общая характеристика творчества Пушкина

История замысла. Жанровое своеобразие Евгения Онегина

Роман первоначально задумывался как сатирическое произведение. Существуют наброски к комедии, как пи­сал Пушкин в письмах, «вроде Горя от ума». Предпо­лагался сатирический, гротескный образ героя-сов­ременника. В первой главе романа можно увидеть следы такого замысла, но он был существенно преобразован в процессе написания романа (более семи лет). На мате­риале этого произведения можно проследить динамику пушкинского творчества.

Жанровая природа романа сложна. Основная жанро­вая модель — «роман в стихах», как у Байрона. Герой байроновского романа в стихах (Чайльд-Гарольд) часто упоминается в романе, Онегин сравнивается с этим пер­сонажем. Роман в стихах — крупное лиро-эпическое по­вествование. Значительная роль авторского голоса роднит его с поэмой, а широкий спектр событий, многоплано­вость изображения, установка на воссоздание жизненного пути героя — с прозаическим романом. Пушкин учиты­вает и чисто романный аспект. Его выражение: «роман требует болтовни» — показывает отличие от романа про­заического. «Не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». К моменту написания «Онегина» в западноев­ропейской литературе существовала уже богатая тради­ция романа, в следующих его разновидностях:

роман-биография (полное или частичное жизнеопи­сание героя);

роман-воспитание (описание детства и ранней юно­сти героя);

роман-путешествие;

любовный роман;

авантюрный роман, в том числе плутовской («пика-реска»);

исторический роман.

В «Евгении Онегине» есть черты большинства этих жанров. Мы сразу видим, что в романе изображается по­степенный переход героев от юности к зрелости, часто присутствуют отсылки к детству. Тема воспитания и об­разования очень важна, а процесс взросления челове­ка — один из основных объектов изображения.

Одновременно в «Онегине» осуществляется синтез многих лирических жанров. Элегия («Куда, куда вы удали­лись...»), послание (письма героев), эпитафия («надгроб­ный мадригал» Ленского), эклога («Ах, Боже мой, опять эклога!» — говорит Онегин, иронизируя над отношением Ленского к Ольге), ода (пародийно: см. «вступленье» в конце седьмой главы романа). Другие поэтические жан­ры или воссоздаются посредством стилизации, непрямой цитаты, пародии, или просто упоминаются. Из этих раз­нообразнейших жанровых отсылок складывается то уни­кальное жанровое единство, которое Пушкин называет «свободным романом».      ->