logo search
Общая характеристика творчества Пушкина

Два образа поэта в поздней лирике а. С. Пушкина.

Поэт как пророк. Мифологический прообраз — биб­лейский пророк («Пророк», 1826). Образ библейского пророка в поэзии де.кабр истов прежде всего воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пуш­кина этот образ символизирует поэта. В стихотворении «Пророк» нет декабристских мотивов, преобладающая идея образа поэта-пророка — этическая, идея долга его перед людьми (требование свыше: «Глаголом жги сердца людей»).

Поэт как жрец. Мифологический прообраз — антич­ный жрец («Поэт и толпа», 1828, сюжет и эпиграф из «Энеиды» Вергилия). Поэт заявляет о своей непричаст­ности к толпе, отказывается как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзия — та­инство, священнодействие, «народ непосвященный» не понимает и не достоин понять ее смысла. «Не для жи­тейского волненья, // Не для корысти, не для битв, // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв». Сходные мотивы в стихотворении «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной...»), 1830, отчасти в заключительном четверостишии стихотворения «Я па­мятник себе воздвиг нерукотворный...». Преобладаю­щая идея образа поэта-жреца — эстетическая.

Эти два идеала противоречат друг другу, но у Пушки­на они скорее гармонически друг друга дополняют. Сле­дующее поколение поэтов утратило эту гармонию и раз­делилось на приверженцев идеи «чистого искусства» («пушкинское направление», представленное прежде всего А. А. Фетом, Ф. И. Тютчевым) и на сторонников идеи социальной поэзии (прежде всего Н. А. Некрасов).

Судьба поэта. Мысль о том, что у поэта особая судьба — символическое содержание стихотворения «Арион», 1827 (более простой, аллегорический смысл — судьба декабри­стов и Пушкина). В стихотворении «Андрей Шенье», 1825, появляется образ поэта, посвятившего себя гражданскому делу; поэт — общественный обличитель, «вития». В сти­хотворении «Поэт» («Пока не требует поэта...»), 1827, — нравственная проблема: в жизни поэт такой же, как все, но творчество возвышает его над другими (эту мысль см. также в стихотворениях «Смерть поэта», «Пророк» М. Ю. Лермонтова, «Поэты» и «Художник» А. А. Блока). В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный...» — посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью («Нет, весь я не умру; душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит...»).

Поэт и царь. В стихотворениях, в которых есть образ поэта, появляется мотив духовного соперничества поэта и царя. Поэт оказывается вправе давать наставления царю («В надежде славы и добра...»). Этот мотив берет начало еще в поэтике классицизма, где поэт-просветитель мог «истину царям с улыбкой говорить» (Г. Р. Державин).

В стихотворении «Друзьям» утверждается право поэта на полную свободу творчества. Более радикально на­строенные друзья Пушкина упрекали поэта за его опре­деленные симпатии к Николаю I. В ответ на эти упреки Пушкин пишет стихотворение «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю...»), 1828, в котором звучит та же мысль, что и в более раннем послании Плюсковой: «свободная хвала» царю не имеет ничего общего с ле­стью.

Тема эта переходит также в поздний цикл стихотворе­ний 1836 г. (так называемый каменноостровский цикл):

«Мирская власть», «Как с древа сорвался предатель-уче­ник...», «Отцы-пустынники и жены непорочны...», «Ко­гда за городом, задумчив, я брожу...», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Все стихотворения цикла — переводные или стилизо­ванные под перевод. Основное содержание цикла — ли­рическая медитация на тему бессмертия поэта в мире смерти и тления. Духовное царство поэта уподобляется Царствию Божьему и противопоставляется царству Кесаря, «мирской власти». Важный символ в стихотво­рениях цикла — древо жизни. {Найдите его и близкие к нему по смыслу образы в ряде стихотворений. Какой образ соответствует ему в стихотворении о памят­нике?)

Тема поэта получает религиозно-философскую пер­спективу. Духовная миссия поэта соотносится с миссией Христа, соединяющего в себе роль пророка, священно­служителя и царя. В этом мощном символе снимаются противоречия между типичными для поэзии Пушкина фигурами-эмблемами «пророка» и «жреца», «поэта» и «царя». В стихотворениях цикла сохраняется мотив духовного соперничества поэта и царя. (Найдите в тек­стах фрагменты, иллюстрирующие эти положения.)